Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

Балакина Галина Константиновна.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка», г. Куйбышев Новосибирской области, воспитатель.

 

Молодые семьи составляют 50% от всех семей в нашем дошкольном образовательном учреждении и в детском саду накоплен определенный опыт взаимодействия с данной категорией родителей.  Современные молодые родители достаточно образованы,  у  них есть доступ к педагогической информации  из разных источников: телевидение, периодические издания, сайты Интернета. Следует подчеркнуть, что  эта информация направлена на «усредненного слушателя» и  не предполагает «обратной связи». Знания у молодых родителей есть, но они не умеют их применять,  не имеют глубокого  представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не умеют анализировать свою воспитательную деятельность.

Социальное партнерство с молодыми родителями, предполагает активное участие всех его участников и  подчинено следующей цели   - вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Оценивая отношение современных молодых родителей к взаимодействию, следует отметить, к сожалению, основная их позиция недоверие, пассивность и чрезмерная занятость. Есть основания полагать, что так происходит, потому что они  не испытывают насущной потребности. Воспитатели, понимая значимость сотрудничества с семьями воспитанников,  пытаются  начинать со сближения людей, сопричастных к  жизни ребенка. Есть основа  для такого сближения – ребенок. Рассказывая   о ребенке, какие позитивные стороны личности проявил, какие достижения или трудности принес ему день, – можно сформировать у родителей понимание, что рядом с их детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке [5, с 2].  Значит, чтобы наладить отношения с родителями необходимо  пересмотреть основы взаимо­отношений. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его деятельности, состоянии и поступках [5, с 4].  Только такая заинтересованная позиция поможет найти понимание и поддержку у родителей.

Сегодня дошкольное учреждение, выстраивая систему взаимоотношения с семьей,  использует как хорошо известные, формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска, которые предполагают расширение взаимодействия с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако изменились принципы, на основе которых строится общение с  родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Остановимся на эффективных и  актуальных, на наш взгляд, формах  и методах  повышения активности молодых родителей. Для изучения семьи,  согласования воспитательных воздействий незаменимы информационно-аналитические формы, такие как,  неформальные записки (информируют семью о новых достижениях ребенка, поступках,  интересных высказываниях) или индивидуальные блокноты (курсируют между детским садом и семьей:  родители делятся тем, как проявляет себя ребенок в семье, а воспитатели   отмечают успехи детей по разным видам деятельности в детском саду). Наглядно-информационные формы (выставки творческих работ детей,   памятки и буклеты, электронная  мини-библиотека) – постоянно будут востребованы молодыми родителями, так как  демонстрируют  успехи детей и  оказывают практическую помощь семье.

Одной из самых традиционных, но эффективных форм познавательного направления остается родительское собрание. Если  изменить формы и методы проведения и попытаться построить общение не на монологе, а на диалоге (использовать решение проблемных задач воспитания, игровые тренинги, видеозаписи деятельности детей, делиться опытом семейного воспитания, традиций в семье), то данный подход требует  более тщательной подготовки, но и результат становится ощутимее. Можно отметить, что досуговые формы  являются самыми популярными, и это  важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, показатель комфортности внутрисемейных отношений).  Благотворительные акции,  дни добрых дел («Подари книгу другу», «Живи, лес!»), дни общения (день папы, бабушки, сестры, брата), творческие конкурсы («Почитай мне мама», «Книжки-малышки», «Семейный театр») – помогают привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Происходящие изменения позволяют утверждать,   что эмоциональный и информационный контакт с молодыми родителями, заинтересованность воспитателя, применение современных активных форм взаимодействия становятся определяющими в  построение отношений дошкольной образовательной организации и семьи, как взаимосвязанного и равноактивного воздействия двух сторон в интересах творческого развития ребенка.

 

Библиографический список:

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практи­ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111 с.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, М.: «Сфера», 2002. –  114с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.
  5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.