Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

nsk@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (Автор: Горшкова Марина Николаевна)

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Горшкова Марина Николаевна.

Новосибирск, МБОУ СОШ №182 с углубленным изучением литературы и математики, учитель-логопед, manikgor@mail.ru.

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации специальных условий для обучения и воспитания младших школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, направленные на успешную интеграцию и социализацию их в обществе.

Ключевые слова: коррекционно-развивающие условия, особые образовательные потребности, младшие школьники.

 

CREATION OF EDUCATION AND UPBRINGING CONDITIONS OF PUPILS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

 

Gorshkova Marina Nikolaevna.

Novosibirsk, SCHOOL № 182 with in-depth study of literature and mathematics, teacher-speech therapist, manikgor@mail.ru.

 

Abstract. The article deals with the topical issues of the special conditions organization for the training and education of younger pupils with special educational needs in secondary schools, aimed at the successful integration and socialization in society.

Key words: correctional and developing conditions, special educational needs, younger students.

 

Изменения в школьном образовании вызваны требованием времени, сложившейся социальной ситуацией в современном обществе. Происходит модернизация образовательных организаций, включающая в себя создание образовательных услуг, обеспечивающих образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социализации в детском коллективе. Создаются необходимые условия для реализации государственного положения, о создании в регионах условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [1].

Согласно современным взглядам, ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и детского коллектива [4].

В настоящее время общеобразовательные школы обеспечивают не только общеразвивающее, но и коррекционно-развивающее обучение учащихся с ОВЗ. Для их успешного обучения и воспитания создаются специальные условия: открываются логопедические кабинеты, которые отвечают современным требованиям и возрастным нормам СанПиНа, создается предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию поставленных задач.

С появлением инклюзивного обучения и воспитания роль взаимодействия и сотрудничества учителя и воспитателя многократно возрастет, меняются методы работы. Теперь вести совместную работу можно только тогда, когда в нее включится весь коллектив общеобразовательной организации. От успешной работы всех специалистов зависит эффективность коррекционных, образовательных, воспитательных, оздоровительных и медицинских мероприятий.

Н. А. Одинокова подчеркивает, что «сотрудничество в образовательной организации для детей с ОВЗ предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей коррекционно-педагогической работы, распределение сил и средств, в соответствие с возможностями каждого ребенка, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов [4, с. 184].

Известно, что у всех детей с особенностями психофизического развития специфические трудности связаны непосредственно с характером и выраженностью первичных нарушений, и с особенностями вторичных отклонений. При организации образовательно-развивающей и коррекционной работы, необходимо учитывать не только причины и характер нарушений, но и особые образовательные потребности детей, степень ограничения их возможностей [2].

В связи с этим, детям с ограниченными особенностями здоровья требуется помощь таких специалистов сопровождения образовательного процесса как: врача офтальмолога, сурдолога, невролога и т.д., специалиста ЛФК, педагога-психолога, учителя-логопеда и других. Главное, чтобы в их совместной работе была преемственность и координация.

Изучая медицинские показатели и истории речевого развития ребенка, начиная с дошкольного периода, а также данные, полученные другими специалистами, учитель-логопед в своей работе создает условия для развития образовательных потребностей учащихся, внедряет индивидуальную траекторию коррекционно-логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексная логопедическая работа по обследованию речи учащихся проводится на основе применения современных стандартизированных диагностических методик. Так, например, для чтения методика А. Н. Корнева, О. А. Ишимовой «Методика диагностики дислексии»; для письма диагностика Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников»; для обследования устной речи методика Т. А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Соблюдая права и свободы обучающихся – воспитанников с ОВЗ, обеспечивают их охрану жизни и здоровья в период образовательного процесса.

Логопедические занятия проводятся с опорой на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Логопедическое воздействие осуществляется в различных формах обучения, как индивидуальной, так и фронтальной. Учитывая требования к занятию, все задачи подразделяются на: дидактические (образовательные), развивающие, коррекционные и воспитательные. Кроме общих и специфических требований в планировании выделяют психологические и здоровьесберегающие.

Современная логопедическая практика работы с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями включает в себя наряду с традиционными формами коррекционно-развивающей и речевой деятельности, поиск и внедрение инновационных технологий в учебный процесс.

Модернизация современного образования предусматривает систему непрерывного дистанционного обучения с использованием современных технических средств, что обеспечивает доступ к образовательным ресурсам детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений работы учителя-логопеда является оказание консультативной помощи не только учителям в разработке индивидуальной программы работы с их с воспитанниками, но и оказание содействия родителям в понимании речевых нарушений своих детей [3, с. 42].

Оказывая индивидуальную, адресную помощь, логопед-консультант помогает в процессе обучения посредством развития речи построить общение со сверстниками в интерактивном режиме. Для достижения положительного результата даются рекомендации по выполнению определенных упражнений. Необходимая информация располагается на специальном логопедическом сайте, где помещаются сведения и рекомендации по выполнению необходимых упражнений, советы по сохранению и укреплению здоровья, о профилактических мероприятиях.

Инновационным направлением в работе учителя-логопеда является информационно-просветительская работа по предупреждению и коррекции недостатков речи через общественно-публичную деятельность, публикацию статей в периодических изданиях, выступлениях на радио и семинарах, проведение мастер-классов.

Таким образом, решая задачи оказания коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам с особыми образовательными потребностями, учитель-логопед создает необходимые доступные условия в пространстве общеобразовательной организации, что повышает эффективность логопедической работы в целом.

 

 

Библиографический список:

  1. Голиков Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 6. – С. 232–241.
  2. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве / Ю. В. Мельник, Ю. Н. Мукминова, Н. А. Одинокова, Р. Х. Шаймарданов. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. – 140 с.
  3. Ишимова О. А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

Одинокова Н. А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество специалистов в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: ОГПУ, 2017. – С. 181–185.