Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКЕ

Иващенко Лариса Фёдоровна.

МБОУ «СОШ № 9», г. Лесосибирск, учитель музыки.

 

Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы. Принцип воспитывающего обучения; научность и доступность осваиваемого материала; наглядность при его преподнесении; прочность знаний, умений, навыков; активность познавательной деятельности учащихся, их самостоятельность; связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей [2].

Главная цель дидактических разработок – приобщение школьников к миру искусства, через самостоятельную деятельность в исследовании заданной темы по определённому алгоритму.

На сегодняшний день, тема актуальна, так как в музыкальном образовании учащихся в образовательном учреждении недостаточно учебников, методических пособий, дидактических материалов, которые в полной мере соответствовали бы содержанию и результатам освоения основной образовательной программы в рамках ФГОС по предмету «Музыка» [6].

Данная работа поможет современному учителю лучше и эффективнее использовать в урочной и неурочной деятельности элементы учебно-методического комплекса для достижения планируемых результатов в развитии универсальных учебных действий обучающихся.

Давно известно, что одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности ребёнка развиваются на много быстрее и эффективнее. Этот вид деятельности действительно давно систематизирован, обобщён и внедрён в практику учителя музыки. Но хотелось затронуть другой аспект музыкального образования школьников в урочной и неурочной деятельности. А именно, знание теоретических основ по предмету, которые усваиваются детьми гораздо сложнее, так как не всегда им понятны.

В современной концепции программы Д.Б. Кабалевского музыкальная культура школьника – это интегративное свойство личности, главнейшим показателем которого является не только музыкальная развитость и наблюдательность, но и музыкальная образованность, то есть приобретение искусствоведческих знаний [2].

Существующие учебники музыки не дают ребёнку нужную доступную информацию, не смотря на их красочность и эстетическое оформление.

Создание условий для системно-деятельного подхода к обучению теоретическим аспектам музыкального искусства на уроках музыки через разработку сборника дидактических материалов, поможет решить эту проблему и найти способы и методы, которые позволили бы расширить кругозор школьников в данном направлении, пробудить и поддержать интерес в изучении теоретического материала, что позволит сформировать необходимый багаж знаний любого культурного человека. Важно помнить, и родителям в том числе, что урок музыки в современном образовании перестал быть просто уроком пения и сейчас к школьнику предъявляются высокие требования к всестороннему развитию.

Сборник дидактических разработок представляет собой дополнительный материал к учебно-методическому комплексу по музыке и содержит основные понятия и определения, соответствующие необходимым знаниям учащихся, по программам разных авторов начальных классов. В разработке использованы материалы занимательных справочников по музыке [1], [4].

Пособие разработано для учащихся 2–4 классов, с учётом основных возрастных особенностей детей [3]. В нём представлены материалы, освещающие аспекты музыкально-эстетического воспитания детей [5]. В познавательной, довольно интересной и оригинальной форме происходит знакомство школьников с музыкальными терминами, жанрами, инструментами, сведениями из истории, теории, эстетики музыки, именами крупнейших музыкантов и многим другим. Через увлекательные рассказы и сказки, обучающиеся расширяют кругозор, пробуждают и поддерживают интерес к музыкально-творческой деятельности. Помимо увлекательных рассказов об искусстве в сборник вошли творческие задания по каждой теме в виде кроссвордов.

План работы с дидактическим материалом в урочной и неурочной деятельности имеет определённую последовательность прохождения этапов:

  • во-первых, ребёнку необходимо вспомнить, что ему уже известно по теме, заполнив «облака знаний» или кластер (таблица 1);
  • затем внимательно прочитать и изучить текст нового материала, пользуясь конспектом разгадать кроссворд;
  • после изучения темы и успешного выполнения творческого задания, учащийся должен вернуться к заполнению кластера и проанализировать, что он узнал нового, о чем думал иначе, что он не понял и хотел бы узнать подробнее.

Данная форма деятельности эффективно развивает универсальные учебные действия (работа с учебником, умение выделить главное из текста, уметь анализировать полученные сведения) и может использоваться не только на уроках, где дети могут работать как индивидуально и в группах, но и в неурочной самостоятельной подготовке дома. Во втором случае приветствуется подключение близкого окружение ребёнка, который потом с гордостью продемонстрирует творческие успехи своей семьи. Необходимо заметить, что данный материал предназначен для преподавателей музыки в общеобразовательных учреждениях, педагогов дополнительного образования, преподавателей музыкальных школ и учащихся, так же будет полезен для родителей заинтересованных в расширении кругозора детей в мире музыки.

Таблица – 1. Пример кластера к теме «Баркарола»

Что я знаю

Что узнал нового

О чём думал иначе

Что не понял и хотел бы узнать подробнее

 

Таким же образом могут быть представлены разнообразные темы к урокам музыки, биографии и творчество композиторов, отдельные музыкальные понятия (ария, средства музыкальной выразительности, опера, балет, инструменты симфонического и народного оркестров, Могучая кучка, вокальная баллада, ансамбль, гимн, танец, джаз и т.п.).

Необходимо отметить, что в работе  над составлением дидактического сборника (написание конспекта – рассказа, составление кроссворда, составления вопросов к кроссворду) наряду с учителем, могут принять участие учащиеся старших классов, которым должна быть предложена чёткая инструкция к работе в виде несложного алгоритма действий:

  • использовать при нахождении и исследовании необходимого материала музыкальные энциклопедии, литературные произведения, телевизионные художественные и документальные фильмы, статьи, интернет источники;
  • обсудить с учителем, какие основные моменты, понятия, ключевые слова должны войти в тему;
  • составить логически выстроенный конспект, в форме простого для восприятия детьми и подростками рассказа или сказки;
  • с помощью компьютерной программы Homacosoft Crossword Creator –

Мастер создания кроссвордов составить творческое задание, грамотно и корректно сформулировать вопросы;

  • эстетическое оформлении продукта.

Делая вывод всего вышеизложенного, можно говорить о том, что, подобная организация учебного процесса способствует развитию самостоятельности учащихся, как в изучении необходимого учебного материала, так и в исследовательской деятельности, без которой современное образование немыслимо.

 

Библиографический список:

  1. Арсенина Е.Н. Тематические беседы о музыке 1-7 классы / Волгоград: Учитель 2008. – 203 с.
  2. Жигалова Л.А. Современная концепция программы Д.Б Кабалевского / Волгоград: Учитель 2013. – 171с.
  3. Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся 1- 6 классы / Волгоград: Учитель 2008. – 86с.
  4. Михеева Л.В. Поговорим о музыке: занимательный словарь школьника / Москва: Музыка 1965. – 233с.
  5. Стюхина Г.В. Рекомендации к планированию уроков 1- 4 классы / Волгоград: Учитель 2010. – 238с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - [Электронный ресурс]. – URL: www.uo-bograd.narod.ru. (дата обращения 08.11.16)