Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (Автор: Урсегова Наталья Александровна)

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ

НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Урсегова Наталья Александровна.

Институт культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, доцент, кандидат искусствоведения, urseg@yandex.ru.

 

Аннотация. В статье изучаются традиции собирания фольклора Новосибирской области силами студентов педагогического вуза под руководством профессора М.Н. Мельникова, раскрываются особенности методического обеспечения экспедиционной работы в исторической перспективе. Оценены результаты собирательской работы студентов и их вклад в дело сохранения фольклорно-этнографических традиций Новосибирской области. Намечены перспективы продолжения экспедиционной работы новым поколением студенческой молодежи.

Ключевые слова: традиции, фольклор, полевые исследования, архив, экспедиция.

 

STUDENT SCIENCE AND ITS ROLE IN THE PRESERVATION OF THE NATIONAL CULTURE OF THE NOVOSIBIRSK REGION

 

Ursegova Natal’ya Aleksandrovna.

Institute of Culture and Youth Policy of the Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Associate Professor, urseg@yandex.ru.

 

Abstract. In the article the traditions of collecting folklore of the Novosibirsk region by the students of the pedagogical university under the guidance of Professor M.N. Melnikov are studied. The methodological support peculiarities of expedition work in the historical perspective are revealed. The results of the students' collecting work and their contribution to the folkloric and ethnographic traditions preservation of the Novosibirsk Region are estimated. Prospects for the continuation of expedition work by students new generation are outlined.

Key words: traditions, folklore, field studies, archive, expedition.

 

Традиции собирания фольклорно-этнографических материалов силами студентов заложены советским высшим образованием: образовательные программы того времени содержали требование проведения учебных студенческих экспедиций – фольклорных, диалектологических, этнологических, археографических, этнографических и др. Нередко институты организовывали комплексные экспедиции, привлекая к собирательской работе студентов различных смежных специальностей – филологов, этнографов, историков, музыковедов, культурологов, учитывая синкретическую природу фольклорных произведений.

В Новосибирской области активное собирание фольклора развернулось в 60-е годы ХХ века под руководством выдающегося сибирского фольклориста, профессора Новосибирского государственного педагогического института (ныне – университета, далее – НГПИ) Михаила Никифоровича Мельникова.

С 1963 года М.Н. Мельников работал на кафедре русской литературы, где читал курс фольклористики и русского фольклора, вел фольклорную практику. Необходимость обобщения опыта преподавательской работы и опыта руководства собирательской деятельностью студентов-заочников приводит к появлению ряда методических работ рекомендательного характера. Одна из первых подобных работ опубликована М.Н. Мельниковым в 1968 году [4].

В начале семидесятых годов под руководством Михаила Никифоровича и при финансовой поддержке фольклорно-этнографической секции Новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), развернулась крупнейшая экспедиционная акция сибирской фольклористики «По Московскому (Сибирскому) тракту». Только за 1970–1974 гг. в рамках этого проекта было организовано и проведено свыше 30 экспедиций по 17-ти районам Новосибирской области [2, 3].

В команде М.Н. Мельникова работали фольклористы-филологи, этнографы, музыканты (музыковеды, хормейстеры, композиторы), археологи, искусствовед, фотограф. Обследованы десятки населённых пунктов Усть-Таркского, Венгеровского, Барабинского, Куйбышевского, Северного, Татарского, Каргатского, Коченёвского, Колыванского, Кыштовского, Чулымского районов Новосибирской области. От многих сотен исполнителей записано несколько десятков тысяч произведений фольклора, собраны большие коллекции прикладного искусства и предметов быта [2, 3].

Для самого М.Н. Мельникова этот экспедиционный проект стал рубежным, его научная деятельность повернула в новое русло, к поиску новых актуальных проблем, объектов и методов исследования сибирского фольклора. По справедливому мнению Н.В. Леоновой «В истории развития новосибирской и, шире, сибирской фольклористики этот проект занимает особое место, поскольку полевые исследования подобного масштаба в районах Новосибирской области предпринимались впервые» [1].

В 1973 году в целях научно-методического обеспечения работы комплексной экспедиции «По московскому тракту», а также привлечения и обучения начинающих собирателей (студентов НГПИ), М.Н. Мельников разрабатывает и публикует Программу полевых наблюдений собирателя «Сибирский фольклор» [11]. В ней сформулированы практические советы опытного собирателя фольклора, кратко изложены вехи истории заселения Сибири, национальные особенности многонационального сибирского фольклора, требования к научной записи фольклорных текстов (ручной и машинной записи), «сплошной записи» песенного репертуара, раскрываются секреты составления биографических очерков о талантливых исполнителях фольклора, даются образцы (шаблоны) оформления паспортов фольклорных произведений. Программа щедро иллюстрирована конкретными фольклорно-этнографическими примерами, записанными М.Н. Мельниковым в экспедициях по Западной Сибири.

В результате уже к 1979 году в организации полевых работ в Новосибирской области произошёл качественный сдвиг – профессором М.Н. Мельниковым «был подготовлен отряд молодых фольклористов, способных возглавить экспедиционные группы. Летом работало три этнографических, одна фольклорно-этнографическая и семь фольклорных экспедиций. В их составе было 89  собирателей» [8, с. 167].

В начале 80-х годов Мельников занимается педагогической работой, ведет активную экспедиционную работу со студентами НГПИ, о чем свидетельствуют опубликованные информационные статьи, посвященные итогам экспедиций 1980-1982 гг. [6, 7, 8, 12], а также иные учебно-методические работы М.Н. Мельникова – методические рекомендации, учебная программа, учебное пособие, словарь [5, 9, 10, 13].

Благодаря огромной организационной и научно-методической деятельности профессора М.Н. Мельникова к началу девяностых годов ХХ века студентами НГПИ был собран весьма репрезентативный, значительный по количеству и, несомненно, ценный для науки фольклорно-этнографический материал.

Собранная фольклорная коллекция (текстовые и звуковые материалы) изначально хранилась в фольклорном кабинете-музее при кафедре русского языка и литературы НГПИ. Еще при жизни М.Н. Мельникова преобладающая в количественном отношении часть этого фольклорного собрания была передана на хранение в Государственный архив Новосибирской области, еще одна часть передана в Областной центр русского фольклора и этнографии г. Новосибирска, отдельные материалы можно обнаружить в Архиве традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

Проделанная автором статьи работа по систематизации материалов той части студенческой коллекции НГПИ, что хранится в Государственном архиве Новосибирской области (фонд Р-2163) показывает, что записанные студентами фольклорные образцы репрезентируют фольклорные традиции 814 населенных пунктов Новосибирской области, часть из которых к настоящему времени уже исчезла с географической карты региона.

Развивая традиции студенческой науки, заложенные профессором М.Н. Мельниковым, обучающиеся кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Института культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета в 2017-2018 учебном году подготовили и провели две фольклорно-этнографические экспедиции (в Сузунский и Чулымский районы) в целях изучения современного состояния бытования фольклора на территории Новосибирской области [14], дальнейшего внедрения собранных материалов в образовательную и певческую практику. Выезжая в учебную экспедицию, студенты не только формируют базовые профессиональные компетенции, необходимые им для дальнейшей педагогической работы, но и вносят существенный научный вклад, сохраняя для потомков живое звучание аутентичных  образцов фольклора восточнославянского населения Новосибирской области.

Библиографический список:

  1. Леонова Н.В. По сибирскому тракту: к 40-летию экспедиционного проекта М.Н. Мельникова // Мельниковские чтения: материалы пятой межрегиональной научно-практической конф., Новосибирск, 17-19 февраля 2011 г. – Новосибирск: НГОНБ, 2012. – С. 7–14.
  2. Мамонтова Е.А. Фольклорное собрание М.Н. Мельникова [в ГАНО]: итоги описания, роль в сохранении культурного наследия // Новосибирская область в контексте Российской истории: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию образования Новониколаевской губернии, 25 окт. 2011 г., Новосибирск. Ч. 1 / Управление Государственной архивной службы Новосибирской области, ГА Новосиб. обл., Новосиб. регион. отд-ние РОИА.– Новосибирск, 2011.– С. 185–190.
  3. Мамонтова Е.А. Фольклорное собрание М.Н. Мельникова в ГАНО // Мельниковские чтения: Материалы первой региональной научно-практической конференции. Новосибирск, 19-21 февраля 2003 г. / Отв. составитель Н.В. Леонова.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. – C. 30–33.
  4. Мельников М.Н Из опыта преподавания русского фольклора на заочном отделении // Пути совершенствования учебного процесса на первом курсе заочного отделения (русский язык и литература): Тез. докл. и сообщ. научн.-метод. конф. препод. каф. рус. яз. и лит. Зап.-Сиб. зоны (10-12 мая 1968 г.). – Кемерово: Изд-во КГПИ, 1968. – С. 32–35.
  5. Мельников М.Н. Детский фольклор // Программа педагогических институтов: фольклорная практика. – М., 1981.
  6. Мельников М.Н. Коротко об экспедициях (1981, 1982 гг.) // Сибирский фольклор. – Новосибирск, 1983. – С. 171–173.
  7. Мельников М.Н. Коротко об экспедициях // Полифункциональность фольклора. – Новосибирск, 1981. – С. 171–173.
  8. Мельников М.Н. Коротко об экспедициях Сибирский фольклор: межвузовский сборник научных трудов / редкол.: М. Н. Мельников и др.; Новосиб. гос. пед. ин-т.  - Новосибирск: НГПИ, 1980. – С. 167–168.
  9. Мельников М.Н. Приёмы и методы развития научного мышления студентов в процессе изучения фольклора. Методические рекомендации для преподавателей пединститута / Отв. за вып. Н. Е. Меднис. - Новосибирск: НГПИ, 1980. – 24 с.
  10. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие для пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература»: доп. М-вом просвещения СССР / М. Н. Мельников. – Москва: Просвещение, 1987. – 240 с.
  11. Мельников М.Н. Сибирский фольклор: программа полевых наблюдений собирателя / Науч. ред. Н. А. Каргаполов; Новосиб. гос. пед. ин-т, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Новосиб. областное отд-ние. - Новосибирск: [б. и.], 1973. – 17 с.
  12. Мельников М.Н. Фольклорная практика. Экспедиции. 1980 г. Село Бергуль // Сибирский фольклор: Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. М.Н. Мельников. – Новосибирск: НГПИ МП РСФСР, 1981. – С. 152–155.
  13. Мельников М.Н., Кубов В.Ю. Краткий словарь терминов русской фольклористики: для фак. рус. яз. и литературы. – Новосибирск: НГПИ, 1984. – 68 с.

Урсегова Н.А. К проблеме записи и изучения песенных традиций русских старожилов села Бобровка Сузунского района Новосибирской области // Инновации в науке: пути развития: материалы IX Международной научно-практической конференции. 21 декабря 2017 г. / Гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: НОУДПО «Экспертно-методический центр», 2018. – С. 22–24.