Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Казанина Мария Владимировна.

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, аспирант,  kazanina_mv@mail.ru.

Миленханова Любовь Гавриловна.

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск,аспирант, january2327@gmail.com.

 

Сегодня выпускники высших профессиональных учебных заведений должны иметь не только стабильную систему знаний по своей специальности, но и обладать определенными общими и профессиональными компетенциями. Это связано с потребностью в качественных специалистах, способных преобразовывать мир и самого себя, выстраивать стратегию созидающей деятельности, анализировать происходящие изменения, выявлять причинно-следственные связи, моделировать и конструировать личные профессиональные пути развития и самореализации. По нашему мнению, именно такая личностная характеристика как субъектность может являться основой формирования профессиональной компетентности и творческого (креативного) специалиста-лидера.

Субъектность – это сущностная характеристика человека, выстраивающая взаимоотношения с окружающим миром и позволяющая совершенствовать себя и окружающий мир.

Cубъектность, как сложная характеристика человека выражается самостоятельностью, активностью, способностями к самоанализу и саморегуляции, умением преобразовывать себя и действительность. В результате правильно организованного процесса обучения у учащегося происходит развитие субъектности, которое определяет специфику его поведения в учебной деятельности и в жизни в целом [1, с. 24].

Исследования последних лет (Э.Ф. Зеер, М.Ю. Энеева, Е.Н. Волкова, Т.И. Куликова, Л.А. Головей, Ю.А. Поссель, С.А. Нелюбов, Т.В. Прокофьева и др.) показали, что в каждом отдельном направлении профессионального образования существуют как общие, так и специфические для всех специальностей составляющие качественной подготовки.

В современной науке проблема формирования субъектности освещена достаточно широко, однако, несмотря на универсальность содержания, необходимость её развития в профессионально-личностном становлении студентов вуза требует дальнейших исследований.

Актуальность проблемы развития субъектности будущих инженеров обусловлена несколькими аспектами. Профессия инженера во всём мире традиционно является одной из самых престижных и востребованных. Действительно, современная экономика нуждается в высококвалифицированных специалистах. В связи с ростом потребности экономики в инженерах появляется необходимость в углубленном анализе психолого-педагогических условий профессиональной подготовки специалистов в технических вузах, в поиске оптимальных путей и механизмов организации целостного педагогического процесса.

Президент России Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ 23.06.2014 г. сказал: «Нужно подумать о том, как добиться, чтобы наша система подготовки кадров в полной мере отвечала вызовам времени, запросам экономики и общества, способствовала решению задач, которые сегодня стоят перед нашей экономикой в целом: это повышение конкурентоспособности, технологическое перевооружение промышленности, кардинальный рост производительности труда». Далее В.В. Путин отметил: «Для справки могу сообщить, многие наверняка это знают, тем не менее, скажу об этом вслух еще раз: в 2013 году в ходе опроса работодателей они оценивали подготовку выпускников вузов по этим профессиям на 3,7 балла по пятибальной системе; по мнению работодателей, примерно 40 процентов поступающих на работу нуждаются в дополнительной подготовке. Какие моменты считаю важными, на что хотел бы обратить сегодня внимание: прежде всего, следует определить, какие специалисты потребуются отраслям промышленности, нашим регионам через пять-десять лет – хотелось бы, конечно, заглянуть и за более далекий горизонт, лет на 20. Хотя мы все прекрасно понимаем, что жизнь так быстро идет вперед, технологии так быстро меняются, что, наверное, на 20 лет прогнозировать сложно, но чем дальше мы за этот горизонт сможем заглянуть, тем лучше. Это действительно очень серьезная, кропотливая работа. Надо посмотреть, что называется, подальше, обратить особое внимание на направления, которые определят новый технологический уклад или уже определяют новый технологический уклад» [2].

Анализ специальной литературы показал, что современным представителям профессий типа «человек-техника» и «человек-знаковые системы», если он стремится быть конкурентноспособным и успешным специалистом на рынке труда, должны быть присущи характеристики субъектности личности для решения, в первую очередь, функциональных задач. Субъектность личности у будущего инженера, как и у специалиста любого другого профиля, не возникает одномоментно, это динамический по времени процесс, который сопряжён с профессиональным и личностным становлением. Именно поэтому развитие субъектности будущего инженера является актуальной задачей на всех этапах его карьеры, начиная с выбора профессии, профессиональной подготовки и по её завершении.

Учитывая, что в последние годы утвердилось понимание субъектности, как авторства собственной жизни (Н.Я Большунова и др.), исследование этой проблематики даёт возможность поставить вопрос о содержании и структуре субъектности будущего инженера, исследовать специфику её успешного развития в процессе получения высшего технического образования.

 

Библиографический список:

  1. Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 440-442.
  2. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства [Электронный ресурс] // Русская народная линия: информ.-аналит. служба: сайт. – [СПб., 2010–2016]. – URL: http:// ruskline.ru/news_rl/2014/06/23/kachestvo_inzhenernyh_kadrov_stanovitsya_odnim_iz_ klyuchevyh_faktorov_konkurentosposobnosti_gosudarstva, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 11.05.2016).