Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УРОКИ В ШКОЛЕ

Шевцова Наталья Егоровна. г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение «Средняя общеобразовательная школа №199», учитель физической культуры, shevtsova-1960@mail.ru. Аннотация. В статье рассматривается проблема: уровень теоретической подготовки школьников по предмету «Физическая культура» не соответствует современным требованиям, деление предметов на «главные» и «второстепенные» ошибочна. В современном обществе считаются первостепенными предметы, по которым сдают ЕГЭ. Занижается значение физической культуры для оздоровления обучающихся. Предлагаются пути решения данной проблемы. Ключевые слова: культура, урок, учитель, теория, оздоровление. Сменилось поколение, изменились условия жизни, технологии, тем не менее, физическая культура становится всё более актуальным и необходимым уроком в современном обществе, поскольку из динамической паузы с регламентированной физической нагрузкой, она должна превратиться в осознанный оздоровительный процесс. Как же меняется отношение учащихся к уроку физической культуры с возрастом? В начальной школе дети любят бегать, прыгать, играть – это должно поощряться и, необходимо нагружать обучающихся, увеличивая плотность урока. Однако уже с 5 класса учащимся мало двигательных навыков, они хотят знать, зачем они выполняют те или иные движения, они уже разделяют виды нагрузок и виды спорта. И вот, наконец, наступает самый сложный подростковый возраст, складываются приоритеты. А в старших классах ребенок уже сформировался и хочет заниматься профессиональным видом деятельности, которую он выбрал, поэтому в старших классах необходимо учитывать потребность обучающихся углубленно ознакомиться с выбранным видом деятельности на уроке физической культуры. Следовательно, возрастает значение теоретических уроков и роль учителя физической культуры в современной школе. От личности учителя зависит многое, а формирует личность наше общество. К сожалению, в обществе стереотип учителя – «физрука» почти не изменился: считается, что физкультура – «третьесортный» предмет. Бытует мнение, что самые важные и приоритетные предметы – это математика, русский язык, литература, химия, физика и др., по которым сдаётся единый государственный экзамен, а физическая культура – второстепенный предмет, достаточно взять справку у врача и не ходить на уроки. Необходимо убедить школьников и родителей, что уроки физической культуры помогают повысить иммунитет, что врач временно освобождает обучающегося не от урока физической культуры, а от излишних физических нагрузок. Систематическое ведение теоретических уроков позволит объяснить обучающимся, что физкультура – это не только физические нагрузки, но и часть общечеловеческой культуры, углубленное познание которой ведёт к самосовершенствованию и повышению адаптационных возможностей организма, поэтому необходимо, особенно в старших классах, проводить теоретические уроки (подход Лукьяненко В.П.). «Ещё одним характерным фактором, свидетельствующим о неудовлетворительном состоянии данной проблемы, является до сих пор очень распространённое, весьма упрощённое представление о содержании раздела «Основы знаний», когда оно сводится к суммированию элементарных сведений сугубо прикладного характера из области гигиены, техники безопасности, правил поведения, уровне достижений в том или ином виде спорта и т.п. Несмотря на их несомненную пользу, ограничение преподавания предмета «Физическая культура» сообщением сведений лишь такого рода создаёт усечённое, а главное искажённое представление о содержании интеллектуального компонента физической культуры» [1, с.3–4]. Убеждённость Лукьяненко В.П. в проведении двух теоретических уроков физической культуры в старших классах, при общем количестве – пять уроков в неделю, сформировалась вначале этого тысячелетия. Это было время повышения статуса данного предмета. Сформировалось убеждение, что увеличение занятий физической культурой необходимо для гармоничного развития личности, ведущей сидячий образ жизни. Проводились экзамены по физической культуре, был введён третий урок в школьную неделю. В это же время перестали строить новые школы, спортивные залы, бассейны, поэтому на общем фоне повышенного жилищного, банковского и торгового строительства, захлебнулась реформа физического воспитания школьников. Школы до сих пор переполнены, в спортзале занимается по три класса вместе – это осложняет как физическую, так и теоретическую подготовку школьников. Теоретические уроки должны проходить не в спортивном зале, где обучающимся трудно сосредоточиться на изучении способов саморегуляции и саморазвития методами физкультурной деятельности, а в специальных кабинетах, оснащённых всем необходимым оборудованием для изучения и отбора информации по расчёту индивидуальной нагрузки для комплексного оздоровления школьников. Кто-то на это скажет, ну вот вместо движений опять сидеть в кабинете, как на других уроках. Но, а как же иначе? В каждом предмете есть теория и практика, а физическая культура – не исключение. Тем более что это предлагается делать только в старших классах, ведь незнание азов теории по предмету физическая культура, ведет к тому, что у обучающихся отсутствует мотивация к уроку, так как никто не объясняет им пользу занятий для их собственного организма. Таким образом, чтобы повысить значимость предмета «Физическая культура», необходимо: привлечь в школу талантливых молодых учителей с большим кругозором и инновационными потребностями; повысить социальный статус учителей физической культуры; обеспечить школы кабинетами для проведения теоретических уроков; разработать рабочие тетради с заданиями и тестами. Библиографический список: 1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. – С.: СГУ, 2001. – 224 с.