Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (Авторы: Яманова Санжита Мункуевна, Иващенко Яна Сергеевна)

ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Яманова Санжита Мункуевна.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, студент, yamanova1811@gmail.com.

Иващенко Яна Сергеевна.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, профессор кафедры истории и политологии, iva_ya@mail.ru.

 

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы трансформации системы ценностей современной молодежи России в контексте системы образования. Приводятся факторы трансформации аксиосферы, обусловленные содержанием образования и общими преобразованиями в стране. Вместе с тем делается вывод о том, что базовая система ценностей молодежи сохраняется.

Ключевые слова: ценности, молодежь, содержание образования.

 

TRANSFORMATION OF RUSSIA MODERN YOUTH VALUES IN THE CONTEXT OF THE EDUCATION SYSTEM

 

Yamanova Sanzhita Munkuevna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Student, yamanova1811@gmail.com.

Ivaschenko Yana Sergeevna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Professor, History and Political Science Department, iva_ya@mail.ru.

 

Abstract. The article is devoted to the study of the value system transformation problem of the Russia youth in the education system context. The factors of values transformation, conditioned by the education and general transformations content in the country, are given. At the same time, the conclusion is drawn that the basic system of youth values is preserved.

Key words: values, youth, the content of education.

 

Наиболее репрезентативной аудиторией для изучения трансформации аксиосферы является самая активная часть общества – молодое поколение. Формирование иерархии ценностей российской молодежи является одним из важных вопросов в отечественной гуманитарной науке сегодня. Его актуальность определяется тем, что аксиосфера этой части общества формирует облик новой культуры. Этот возрастной период совпадает с этапом выбора профессии, обучением в высшем или среднем специальном учебном заведении, когда процессы социализации и инкультурации более динамичны, но уже осознаны.

Аксиосфера молодежи определяется степенью зрелости и типом общества, спецификой основных сфер культуры: социальной, экономической, политической и духовной. Политические, экономические и социально-культурные трансформации России рубежа XX–XXI вв. (изменение социально-политического строя, экономики, интенсификация взаимодействия с другими культурами) привели к появлению в  ней инокультурных элементов и трансформации системы ценностей. Как известно, подобного рода изменения могут привести к разрушению аутентичности культуры, внутреннему разделению. Вследствие социокультурного раскола, произошедшего в России в конце XX  века, сейчас можно наблюдать сосуществование, как минимум, двух различных систем ценностей. Одна опирается на постиндустриальные индивидуалистические установки западного типа, а другая – апеллирует к традиционной российской ментальности и патриархально-коллективистской модели культуры [5]. Как вариант медиативной модели мы выделяем националистические умонастроения в молодежной среде.

Ценностный мир молодежи, ее духовный потенциал, выбор адаптационных жизненных стратегий в обществе формируются в процессе межпоколенного взаимодействия, в т.ч. в рамках системы образования. Здесь наблюдаются процессы во многом однородные изменениям в России в целом. В качестве примера разрушения культурной аутентичности можно рассматривать реформу образования, которая направлена на формирование новой позитивной системы ценностей будущих профессионалов. Целью современного образования выступает уже формирование не всесторонне развитой личности, а компетенций. Метафорично можно выразиться, что на смену ценности Личность приходит ценность Функция.

Воспитание профессионала (функционала) сейчас представляется, с одной стороны, как вооружение его системой специализированных знаний, технологий (что образует систему ценностей западного демократического рыночного общества); с другой стороны, как приобщение к ценностям, идеалам, традиции отечественной культуры. На деле же активно внедрилась в систему образования гуманистическая парадигма западного образца, целью которой является инициативный, «интеллектуально-нравственный специалист, стремящаяся главным образом к личностно-профессиональному росту и самореализации. Как известно, зарубежная образовательная модель, взятая за образец во многих странах мира, привела на Западе к крупным неудачам в области воспитания и обучения. В России ее внедрение привело к глобально-информационному охвату разнородного материала в ущерб традиционной задаче воспитания на историко-педагогической основе, что проявляется в содержании образовательно-воспитательных процессов вуза и школы.

Обобщая мнения современных исследователей [1; 2; 3; 4] по поводу содержания современного образования и его трансформации можно выделить следующие его проблемные области:

  1. Рационализация и вербализация образовательного процесса за счет аффективно-эмоциональной сферы, что постепенно приводит к дегуманизации образования, безоценочному подходу к восприятию материала.
  2. Перегруженность учебного процесса информацией, в т.ч. за счет внедрения большого числа авторских программ, что, в конечном счете, приводит к снижению значимости эмоциональной сферы, подмене знаний информацией, замене системного мышления на фрагментированное; окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет. Все эти средства сегодня активно используются молодым поколением, их оно предпочитает взамен прежним источникам.
  3. Образование становится ценным не само по себе, а воспринимается как средство карьерного роста и получения в будущем стабильного дохода. «Анализируя сложившуюся ситуацию, можно говорить о том, что человек в процессе погони за благами теряет свои важнейшие ценности – Бога, социум, другого и себя» [1, с. 90].
  1. Усложненность программ ведет к преобладанию «ознакомительно-информативной методике», к поверхностному, безоценочному усвоению информации.
  2. Наблюдается дисбаланс между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным компонентами содержания образования. Вследствие этого познавательная, духовно-нравственная деятельность, эмоциональная жизнь студентов идут как бы параллельно, не проникая друг в друга.
  3. Отсутствует внутренняя целостность и преемственность дисциплин гуманитарного цикла; духовная составляющая остается без внимания; в итоге не формируется целостная система ценностей молодого человека.
  4. Ориентация образовательного процесса на западные образцы, модели поведения, ценности приводит к неосмысленному использованию в воспитательной работе форм развлекательного характера, по содержанию подражающим зарубежным шоу («Конкурсы красоты», «Я-лидер» и т.п.), праздникам («День святого Валентина»), притом, что студенты плохо знают героев и святых отечественной истории и культуры. Такая воспитательная работа практически обесценивает национальные традиции.

Таким образом, молодежь России в большей степени, нежели старшее поколение, ориентирована на ценности материального достатка, индивидуализма, личного успеха, и в целом на западные ценности. У многих отступают на второй план или исчезают вообще такие установки, как стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе. Существенно падает нравственный вес таких понятий, как «родина», «коллектив», «взаимопомощь», «общее дело». Неопределенность настоящего и будущего молодого поколения в условиях нестабильного рынка и жесткой конкуренции вынудила молодежь высоко оценивать собственные интересы и жизненный комфорт, что указывает на прагматизацию сознания и господство инструментальных ценностей молодых людей.

Однако, несмотря на столь очевидные тенденции индивидуализации и рационализации сознания и поведения молодых людей в России, многочисленные исследования свидетельствуют о том, что базовая система ценностей молодежи сохраняет свой традиционный вид, и речь лишь идет о смене акцентов в процессе достижения поставленных целей, жизненных планов, которые в новых условиях реализуются преимущественно на основе индивидуальных стратегий личного успеха, а  не за счет коллективных действий. Для молодого поколения россиян базовыми ценностями остаются семья, дети, дружба, любовь, свобода, образование. Подтверждение этому мы нашли в ходе опроса студентов Новосибирского государственного технического университета на занятиях по модулю «Культура и личность» в рамках дисциплины «Основы личностной и коммуникативной культуры». Именно этот перечень важных категорий был назван практически в каждой группе первокурсников.

 

Библиографический список:

  1. Гугуева Д.А., Фетисова О.В. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Гуманитарий Юга России. – 2016. Том. 21. – № 5. – С. 85–92.
  2. Докучаев И. И. Реформы и агония. Очерки истории высшего образования в постсоветской России. СПб.: Астерион, 2017. – 168 с.
  3. Филипова А.Г. Институт образования как субъект защиты детства // Человек и образование. – 2010. – № 4. – С. 4–9.
  4. Филипова А.Г., Высоцкая А.В. Образовательный потенциал детства в российских регионах // Научный журнал Дискурс. – 2017. – № 8 (10). – С. 134–140.

Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учебник. М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. – 336 с.