Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ТРУД КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА (Автор: Моисеева Татьяна Анатольевна)

ТРУД КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 

Моисеева Татьяна Анатольевна.

Кемеровская область, п. Урск, Муниципальное казенное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, воспитатель, Mta-15@yandex.ru.

 

Аннотация. Труд выступает воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Самоопределение, самореализация, самоутверждение, проигрывание социальных ролей, профориентация – все это возможно через трудовую деятельность.

Ключевые слова: труд, деятельность, воспитание, социально – реабилитационный центр.

 

WORK AS AN EDUCATIONAL AND DEVELOPMENT TOOL OF CHILDREN UNDER THE CONDITIONS OF SOCIAL REHABILITATION CENTER

 

Moiseyeva Tatiana Anatolyevna.

Kemerovo Region, Ursk village, Municipal State Institution Social and Rehabilitation Center for Minors, an educator, Mta-15@yandex.ru.

 

Abstract. Labor is an educational tool in which an activity effectively influences on the emerging personality, it purposefully modifies and improves the objects of the material and spiritual environment. The child himself is being improved in the physical, mental, moral, aesthetic and other relationships in this activity. Self-determination, self-realization, self-affirmation, playing social roles, and vocational guidance, all can be possible through the labor activity.

Key words: work, activity, upbringing, social and rehabilitation center.

 

Многие известные деятели науки высказывались о труде как о необходимой составляющей жизни взрослого человека и ребенка. Еще Ян Амос Коменский и И.Г. Песталоцци видели значимость трудового воспитания в формировании личности человека. Тему важности труда раскрывали  в своих работах К.Д Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.A. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский считал, что радость труда  – великая воспитательная сила и «…от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности» [7]. А.С. Макаренко считал, что «…участие в коллективном труде позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [4]. Януш Корчак создал в сиротских домах целую систему дежурств, руководствуясь неоценимым значением труда в воспитании самостоятельности, инициативы и взаимоуважения [3].

Действительно, труд для человека – это мощный инструмент развития и воспитания личности. И неважно, какого этот человек возраста. Ведь, как говорил, Януш Корчак: «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств” [3]. Говоря о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, важно отметить, что трудовое воспитание в условиях социально-реабилитационного центра, имеет еще большее влияние на их дальнейшую полноценную жизнь.

Во-первых, труд является своего рода «таблеткой» социализации, актуальность которой невероятно высока. Самоопределение, самореализация, самоутверждение, проигрывание социальных ролей, профориентация – все это возможно через трудовую деятельность, чем раньше ребенок будет вовлечен в нее, тем лучше.

Во-вторых, грамотно организованная трудовая деятельность в реабилитационном центре – это эмоциональное и социальное закаливание (уметь преодолевать трудности, переживать неудачи, принимать решения – все это закаляет волю человека и готовит к самостоятельной взрослой жизни).

В-третьих, труд учит воспитанников взаимодействовать, общаться, искать компромиссы, убеждать и т.д. Опыт общения и сотрудничества – ценный «багаж», который дети должны забрать с собой во взрослую жизнь.

В-четвертых, трудовая деятельность увлекает ребенка и позволяет на время забыть о душевных страданиях. Дети по разным причинам оказываются в центре, но любая из этих причин является сильным эмоциональным стрессом для ребенка, который не так просто пережить, поэтому анимаясь трудом, дети могут немного отвлечься от негативных переживаний.

Над успешной организацией трудовой деятельности в детских домах как воспитательной составляющей работали многие педагоги: А.С. Макаренко [4], Я.Корчак [3], В. Н. Сорока-Росинский [6], А. Г. Франке [5], Г. Гмайнер [1]. Современная педагогика придерживается принципов трудового воспитания, принимая богатейший практический опыт известных педагогов и психологов. Однако на деле есть ряд аспектов, препятствующих грамотной организации труда в социально-реабилитационных центрах:

  • низкая мотивация детей к труду, тенденция уклонения от работы, отсутствие инициативы, отношение к труду как к повинности или наказанию;
  • система призывает всячески обезопасить ребенка от трудностей, иногда избавляя от труда;
  • неправильная расстановка приоритетов (зачастую воспитатели вынуждены уделять внимание иным методам воспитания, нежели труду);
  • межличностные конфликты;
  • отсутствие квалифицированных кадров, обеспечивающих трудовое воспитание;
  • неизученность психолого-педагогических особенностей детей;
  • отсутствие материально-технической базы для профессиональной ориентации;
  • отсутствие взаимодействия с другими социальными институтами;
  • спонсорство, которое, к сожалению, часто является препятствием в деле трудового воспитания (часто дарители ставят детей в позицию потребителя). При оказании помощи более значимы передача опыта, обучающие занятия, создающие базу для профессионального ориентирования.

Одна из целей работы воспитателя в реабилитационном центре – сведение данных препятствий к минимуму. Изучив педагогический опыт и осознав необходимость и значимость трудового воспитания, педагог должен: направить усилия на получение детьми жизненно важных знаний, приобретенных опытным путем, через трудовую деятельность; формировать у детей привычку умственного и физического труда; воспитывать позицию инициативного созидателя.

 

Библиографический список:

  1. Брускова Е.С. С миру по шиллингу. – М.: Знание, 1992, - 192 с.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – 676 с.
  3. Корчак Я. Педагогическое наследие. Пер. с польского К.Э Сенкевич. - М.: Педагогика, 1991. – 272 c.
  4. Макаренко А.С. Книга для родителей. - СПб: Питер, 2016. - 288 с.
  5. Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики). - M.: Педагогика, 1963. – 369 с.
  6. Сорока-Росинский В.Н.  Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 239 с.
  7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М. ДРОФА, 2005. – 560 с.