Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ КАК РЕСУРС НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Сорокина Елена Львовна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент, so117@yandex.ru.

Елинская Янина Алексеевна.
ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru

Иманбаева Елена Викторовна.
ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», педагог-консультант, sispp_nsk@mail.ru.

Аннотация. В статье представлена концепция проекта «Центр развития профессиональной карьеры как ресурс непрерывного образования педагогов», который определяет стратегии обеспечения желаемого уровня продуктивности педагогов в профессиональной деятельности и совокупном труде, в реализации жизненной стратегии в целом.
Ключевые слова: карьера, педагоги, траектории развития профессиональной карьеры, профессиональные стандарты, комплекс образовательных услуг, поддерживающая образовательная среда.

Сегодня, закономерно встал вопрос не только о подготовке специалистов новой формации, но и необходимости создания и внедрения более эффективных и надежных подходов к формированию профессиональной карьеры.
Стремление учреждения соответствовать современным тенденциям и потребностям рынка труда стало причиной формирования принципиально новой стратегии дополнительного профессионального образования, которая легла в основу ресурса «Центр развития профессиональной карьеры педагогов» (далее – Центр).
Одним из наиболее востребованных направлений деятельности Центра является индивидуальное сопровождение развития профессиональной карьеры педагогов.
Опираясь на профессиональные стандарты, рекомендованные к применению в сфере образования, нами разработана модель образовательного ресурса (далее представлена в тексте), который обеспечивает: индивидуализацию подходов к построению траекторий профессиональной карьеры педагогов; формирование актуальных профессиональных компетенций, сопровождение в получении смежных специальностей, оказание помощи кадровым службам, отвечающим за повышение уровня квалификации педагогических работников и реализуется посредством предоставления системы качественных образовательных продуктов и услуг Центра (далее в тексте рассмотрены детально).
Размер области применения профессиональных стандартов колоссален: это и тарификация должностей, отбор, подбор, аттестация персонала, планирование карьеры, проведение оценки квалификации работников, решение круга задач по управлению персоналом, его обучению и стимулированию. Это обеспечивает актуальность и востребованность образовательных ресурсов Центра.
Определяя направления развития карьеры педагога, нами выделены их возможные траектории, условно обозначенные как горизонтальная и вертикальная.
Также определён ряд факторов и комплекс образовательных услуг, позволяющих не только обеспечить профессиональный рост педагогов, но и построение индивидуальных профессиональных траекторий.
Обеспечивая основные составляющие развития профессиональной карьеры (накопление, обобщение, представление и обмен опытом; формирование профессиональных, специализированных и уникальных компетенций; научная и методическая деятельность; расширение кругозора и др.) конкретными образовательными продуктами и услугами, учреждение помогает педагогам не только быть успешными и реализованными в профессиональной деятельности и иметь высокий рейтинг в образовательных организациях, но и стремительно и целенаправленно развивать профессиональную карьеру.
Современный педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии – он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, который необходим каждому, а это возможно только в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности и логично в организации непрерывного дистанционного образования.
Востребованность услуг Центра раскрывает значимость его деятельности, и является моделью государственно-частного партнёрства в реализации образовательной политики.
Учреждение, следуя современным тенденциям и используя технологии очного и дистанционного образования, осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации психологов, учителей, педагогов дошкольного образования, социальных работников, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений.
Образовательная деятельность осуществляется на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации" и лицензии, а также, внутренних локальных актов.
Профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональных компетенций без изменения уровня образования.
Миссия учреждения – организация и предоставление качественного и востребованного дополнительного профессионального образования, с учётом индивидуальных потребностей.
Цели:
 удовлетворять потребность людей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в самоопределении и самореализации посредством получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, осуществлять профессиональную подготовку кадров в очной, очно-дистанционной и дистанционной формах обучения;
 развивать психологические, педагогические, социологические, информационно-технологические и управленческие науки посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательной деятельности;
 сохранять и распространять научные ценности общества;
 распространять знания среди населения для повышения образовательного и культурного уровня;
 формировать профессиональные навыки у участников образовательного процесса и умение применять его в современных условиях;
 развивать международное сотрудничество в области профессионального образования.
Институт проводит теоретические исследования, организует действующие на постоянной основе всероссийские (с международным участием) научно-практические конференции: «Наука и социум», «Перспективные научно-практические исследования», «Молодёжь и наука» (по результатам которых публикуются и размещаются сборники в таких ресурсах, как РИНЦ и КиберЛенинка), а также, подготавливает и издаёт учебные пособия, научные и другие работы, осуществляет экспертно-консультационную деятельность.
Основой образовательной деятельности служат программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанные квалифицированными научно-педагогическими работниками, среди которых 46% имеют учёную степень и звания.
К преимуществам образовательной деятельности, можно отнести следующие:
доступность обучения; достоверность сертификации знаний; концентрация на потребностях и личных задачах обучающихся; различные способы доставки информации; возможность выбирать удобное время работы над материалом курса; методическую поддержку и контакт с обучающимися; детальное планирование образовательной деятельности, индивидуальную разработку учебных материалов; интерактивность; модульную структуру дистанционного обучения; широкий спектр информационных ресурсов (учебные курсы, справочные, методические материалы, электронная библиотека).
«Центр развития профессиональной карьеры педагогов» является инновационным и востребованным образовательным ресурсом. Опираясь на опыт деятельности учреждения и результаты, нами выделено ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной деятельности:
 недостаточно разработана система кадровой политики в образовательных организациях;
 нет полноты обеспечения условий педагогическим работникам разных уровней квалификации для выбора индивидуальной образовательной траектории;
 не проводится системный мониторинг профессиональных достижений педагогических работников с целью создания внутреннего кадрового резерва и обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
 научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательного в учреждениях системно не обеспечивается;
Данный проект определяет стратегии обеспечения желаемого уровня продуктивности педагогов в профессиональной деятельности и совокупном труде, в реализации жизненной стратегии в целом.
Диалектика процесса становления профессионала, по мнению Л. М. Митиной, заключается в том, что по мере расширения круга потребностей, связанных с ведущей профессиональной деятельностью, человек фактически выходит за её пределы [4] . Мы считаем, что это может произойти только в том случае, если создана поддерживающая среда.
Цель Проекта – создание комплекса условий и системы образовательных услуг для изучения, построения и реализации индивидуальных траекторий развития профессиональной карьеры педагогов (в горизонтальном и вертикальном направлении).
Задачи:
1. Индивидуализация подходов к построению траекторий профессиональной карьеры педагогов.
2. Обеспечение условий индивидуального развития карьеры педагогов.
3. Формирование актуальных профессиональных компетенций.
4. Организация научно-методической деятельности педагогов для обеспечения индивидуального профессионального развития.
5. Оказание помощи кадровым службам образовательных учреждений.
Проект является актуальным, так как направлен на удовлетворение запросов значительной части педагогов, настроенных на глубинное, существенное обновление профессиональной деятельности и развития профессиональной карьеры, что на наш взгляд, должно иметь не стихийный, а целенаправленный и системный характер.
Отмеченная нами тенденция вызревания нового образа педагога, которая связана с четким пониманием многопозиционной структуры педагогического труда и обнаруживается в способности включать в свою деятельность ряд значимых профессиональных функций: методолога и возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций, исследователя. Поэтому, одной из поставленных задач определено формирование научно-методической компетентности педагога, которая, на наш взгляд, является основой для профессионального роста и развития карьеры.
При формировании концепции и модели работы Центра нами учтена следующая нормативно-правовая база:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации".
 Регламент работы аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации для проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (утвержденный решением аттестационной комиссии во исполнение пункта 2 приказа Минобрнауки России от 10 сентября 2015 г. N 1002 (протокол от 25 сентября 2015 г. N 1).
 Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
 «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018–2020 годы» (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017).
 Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 07.12.2017 № 3069 «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.12.2010 №2253».
Готовность к реализации проекта. ЧУДПО СИПППИСР, учитывая современные запросы профессиональных сообществ, ставит перед собой задачу подготовки педагогов новой формации, способных не только быть продуктивными в своей профессиональной деятельности, но и стремящихся целенаправленно развивать карьеру.
Внедрение в практику новых, более эффективных и надежных подходов к развитию профессиональной карьеры педагога стало стимулом к созданию Центра развития профессиональной карьеры, который подходит к решению образовательных запросов комплексно, опираясь на профессиональные стандарты.
Сформированная на протяжении пяти лет база качественных образовательных продуктов и созданная поддерживающая среда (рис. 1) являются основой для реализации Проекта.

Рис. 1. Поддерживающая образовательная среда ЧУДПО СИПППИСР.
Образовательная деятельность осуществляется с использованием двух образовательных порталов http://sispp.ru/, http://sibobrportal.ru/, а также, посредством организации выездных, очно-дистанционных курсов, вебинаров и других форм.
Этапы, содержание и методы реализации проекта. Рассматривая профессионализм как свойство, как процесс и как состояние человека при создании образовательного ресурса «Центр развития профессиональной карьеры», нами созданы условия максимально быстрого его достижения.
Профессионализм, рассматривается нами как интегральное свойство, как совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности.
Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.

Рис. 2. «Центр развития профессиональной карьеры педагогов» (функциональная модель)

На первом этапе построения индивидуальной траектории формирования профессиональной карьеры (рис. 2, блок 1) нами определяется уровень профессионализации (специалист, профессионал, результативист, мастер, рационализатор, наставник, фасилитатор, творец, модератор, абнотивист, тьютор акмеолог).
Также определяются конкретная стадия, на которой находится педагог:
 допрофессионализма – (педагог уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
 собственно профессионализма (профессионал, демонстрирующий стабильно высокие результаты);
 суперпрофессионализма, или мастерства (соответствует приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений);
 «послепрофессионализма» («экс-профессионал» или наставник для других специалистов).
Для адекватной оценки уровня и стадии профессионализации нами используются определенные критерии [5]:
1. Критерий профессиональной продуктивности.
2. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса.
3. Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д. Сьюпером [Цит. по: 5, с. 124], свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются.
Также, учитываются результативные и процессуальные показатели эффективности профессиональной деятельности, предложенные Бодалёвым А.А. [1].
Результативные показатели: эффективность, целесообразность, экономичность, минимизация затрат ресурсов, производительность, оптимальность, получение результатов и владение приемами деятельности на уровне высоких образцов, постановка новых задач, нахождение нестандартных технологий.
Процессуальные показатели: разнообразие задач профессиональной деятельности; использование социально приемлемых и гибких технологий; отсутствие деформаций в профессиональной деятельности; опора на накопленный опыт; владение профессиональными компетенциями.
На втором и третьем этапе изучается индивидуальный запрос педагога и возможность его реализации в условиях конкретной образовательной организации (рис 2, блок 2).
Четвёртый этап предполагает построение траектории развития профессиональной карьеры, выбирается горизонтальное и (или) вертикальное её развитие, а также: этапы, задачи, конкретизация деятельности.
На следующем (пятом) этапе в рамках заданной траектории индивидуально подбираются образовательные продукты и услуги, определяются временные границы их реализации.
Далее начинается непосредственно процесс реализации, который, в конечном счёте, приводит к целенаправленному движению педагога к повышению профессионального уровня и достижению личностно и общественно значимых профессиональных результатов.
Для определения траектории профессионального развития педагога (вертикальной и горизонтальной) нами выделены факторы, которые обеспечивают успешность и профессиональную результативность.
Относительно горизонтальной траектории можно выделить: накопление, обобщение, обмен опытом, формирование профессиональных компетенций, получение специализированных и уникальных компетенций формирование «портфеля» результатов, научно-методическая деятельность повышение профессиональной категории (таблица 1).

Таблица 1. Факторы горизонтального развития карьеры педагога и образовательные услуги ЧУДПО СИПППИСР.
Фактор развития карьеры Образовательные услуги
Накопление опыта Стажировки
Построение индивидуальных траекторий развития карьеры Консультирование по вопросам развития карьеры
Формирование индивидуального образовательного маршрута
Обобщение и представление опыта Сопровождение в подготовке и публикация научных статей, методических работ
Сопровождение в подготовке и публикация научных статей, методических работ
Фестиваль педагогического опыта
Формирование «портфеля» результатов
Обмен опытом
Постоянно действующие научно-практические мероприятия (очные и заочные научно-практические конференции):
 «Наука и социум» (РИНЦ, Киберленинка);
 «Перспективные научно-практические исследования»
Постоянно действующий конкурс «Лучший методический материал»
Формирование профессиональных компетенций Повышение квалификации
Профессиональная переподготовка
Получение специализированных и уникальных компетенций Услуги фонопедического центра
Услуги центра иностранных языков

Расширение профессиональных компетенций Курсы повышения квалификации в сфере инклюзивного образования
Научная деятельность
Сопровождение в процессе публикации статей, монографий
Сопровождение в организации научно-методической деятельности
Вебинар «Как подготовить научную статью»
Методическая деятельность
Сопровождение в подготовке и публикация методических материалов
Повышение профессиональной категории Помощь в подготовке документов к прохождению процедур аттестации
Расширение кругозора Вебинары и научно-популярные лекции
Финансовая поддержка научной деятельности Помощь в оформлении грантов

Относительно вертикальной траектории профессионального развития педагога можно выделить: достижение высокого уровня сформированности общекультурных и профессиональных и управленческих компетенций (системное мышление), получение специализированных и уникальных компетенций, высокий научно-методический уровень и значимый научный статус, наличие лидерских качеств, самообразование.

Таблица 2. Факторы вертикального развития карьеры педагога и образовательные услуги ЧУДПО СИПППИСР.
Фактор развития карьеры Образовательные услуги
Достижение высокого уровня сформированности общекультурных компетенций Программы формирования общекультурных компетенций

Достижение высокого уровня сформированности профессиональных компетенций Программы формирования проф. компетенций

Достижение высокого уровня сформированности управленческих компетенций Программы формирования управленческих компетенций
Консультирование по вопросам управленческой деятельности
Повышение методического уровня

Сопровождение научно-методической работы
«Методическая копилка»
Сопровождение в разработке образовательных программ
Научный статус
Регистрация в РИНЦ
Сопровождение в подготовке и публикация научных статей
Помощь в оформлении грантов
Наличие лидерских качеств
Индивидуальное консультирование
Тренинги
Вебинары
Психологическая поддержка

Рассматривая профессиональную компетентность (рис. 3), как базовый фактор развития профессиональной карьеры педагога, а научно-методическую деятельность, как одно из значимых направлений её формирования, ЧУДПО СИПППИСР выделяет значительный объём средств для развития данного направления.
Научно-методическая деятельность как сфера профессионально-педагогической деятельности, необходим для формирования нового знания об образовательно-воспитательном процессе, результатом которого является высокий уровень научно-методической компетентности педагога, определяющей в конечно счёте развитие профессиональной карьеры.
В нашем понимании научно-методическая деятельность педагога включает: систематическое повышение квалификации; участие в научно-практических конференциях; проведение собственных мастер-классов; подготовку научных публикаций работу в научных объединениях; самообразование; разработку новых технологий и их внедрение в образовательный процесс; разработку и апробацию новых образовательных программ, основанных на междисциплинарной и межпредметной интеграции.

Рис. 3. Содержание профессиональной компетентности педагога.
Институтом разработан спектр мероприятий для организации и сопровождения научно-методической деятельности педагогов:
 Научные конференции с публикацией сборников материалов в РИНЦ (сборники конференций размещены на сайте http://sispp.ru/publications, ссылка на сборник «Наука и социум» (РИНЦ) – http://elibrary.ru/item.asp?id=26593089 ).
 Методические мероприятия (конкурсы) для педагогов: «Фестиваль педагогического опыта», «Лучший методический материал» (http://sispp.ru/conference ), которые дают возможность трансляции педагогического опыта.
 Услуги рецензирования и публикации монографий и диссертационных исследований, научных публикаций, учебно-методических пособий и образовательных программ.
 Сопровождение в разработке образовательных программ.
 Профессиональное консультирование.
 Сопровождение научно-исследовательской и научно-методической работы учреждений и педагогов.
 Подготовка и сопровождение педагогов в процессе прохождения аттестационных процедур.
 Семинары-практикумы для педагогов, начинающих исследователей и молодых ученых.
 Фонопедические практикумы.
Перечисленный комплекс образовательных услуг Центра позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории и обеспечивает результативное развитие карьеры, как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.
Прогнозируемые конечные результаты деятельности. Проект жизнеспособен и находится в стадии реализации:
1. Детально проработана функциональная модель Центра.
2. Действуют научно-практические и методические мероприятия:
 Научные конференции с публикацией сборников материалов в РИНЦ (сборники конференций размещены на сайте http://sispp.ru/publications, ссылка на сборник «Наука и социум» (РИНЦ) – http://elibrary.ru/item.asp?id=26593089).
 Методические мероприятия (конкурсы) для педагогов: «Фестиваль педагогического опыта», «Лучший методический материал» (http://sispp.ru/conference), которые дают возможность трансляции педагогического опыта.
3. Создана поддерживающая образовательная среда:
 Онлайн-семинары, вебинары, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
 Семинары-практикумы для педагогов, начинающих исследователей и молодых ученых.
 Фонопедические практикумы.
4. Реализуется научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности, а именно:
 Услуги рецензирования и публикации монографий и диссертационных исследований, научных публикаций, учебно-методических пособий и образовательных программ.
 Сопровождение в разработке образовательных программ.
 Профессиональное консультирование.
 Сопровождение научно-исследовательской и научно-методической работы учреждений и педагогов.
 Подготовка и сопровождение педагогов в процессе прохождения аттестационных процедур.
Основным конечным результатом реализации проекта является включение педагогов в научно-методическую деятельность, высокий уровень сформированности управлнческих и профессиональных компетенций, повышение результативности профессиональной деятельности и развитие профессиональной карьеры педагогов, а как следствие, высокое качество образовательных услуг.
Практическая значимость результатов. Предложенный проект «Центр развития профессиональной карьеры как ресурс непрерывного образования педагогов» является инновационным и может быть реализован как в государственных, так и частных образовательных учреждениях для расширения спектра образовательных услуг и развития педагогов.
Критерии и показатели эффективности Проекта:
Основным критерием эффективности проекта является востребованность услуг образовательного ресурса «Центр развития профессиональной карьеры», так как они:
 индивидуально (персонально) ориентированы;
 включают в себя традиционные и инновационные формы;
 включают в себя основы инклюзивного образования;
 разрабатываются на двух уровнях: уровне конкретного педагога; уровне образовательного учреждения.
Иные критерии и показатели результативности Проекта представлены на диаграмме (рис. 4).

Рис. 4. Востребованность образовательных услуг педагогами в рамках работы образовательного ресурса «Центр развития профессиональной карьеры» (1 – публикации, 2 – консультации; 3 – Методические мероприятия; 4 – вебинары; 5 – подготовка к аттестации; 6 – тренинги).
Функционал участников проекта.
Авторы проекта: Сорокина Елена Львовна, канд. пед. наук, доцент; Елинская Янина Алексеевна, директор ЧУДПО СИПППИСР; Иманбаева Елена Викторовна, педагог-консультант.
Проект реализуют: научно-педагогические работники и специалисты ЧУДПО СИПППИСР.

Библиографический список:
1. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условиядостижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
2. Елинская Я.А., Сорокина Е.Л., Шушакова Н.А., Новоселова А.С. Модель научно-методического сопровождения и опыт реализации программ дополнительного профессионального образования (взрослых) // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. – С. 217–233.
3. Кашапов, М. М. Акмеология : учебное пособие / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.
4. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, Московский социально-психологический институт, 1998. – 200 с.
5. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профес- сионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
6. Сорокина Е.Л., Елинская Я.А. К вопросу о качестве непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. – С. 117–119.
7. Сорокина Е.Л., Елинская Я.А. К вопросу о современных стратегияхК ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. – С. 166–168.
8. Сорокина Е.Л., Елинская Я.А. Актуальные аспекты развития профессиональной карьеры педагога // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. – С. 56–58.