Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8-960-785-57-37

8 (383) 202-21-81
(отдел сопровождения)

8 (383) 285-54-77
(методический отдел)

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени.

sispp_nsk@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Богданова Лариса Викторовна.

Российская Федерация, село Чумаково, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», зам. директора по УВР.

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам обучения в одном классе детей с разной степенью умственной отсталости. В статье представлен практический опыт творческой группы МКОУ «Чумаковская школа-интернат» по разработке и внедрению проектной ступенчатой модели  введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН).

Ключевые слова: ФГОС О УО (ИН), АООП, умственная отсталость

 

На основании плана мероприятий по введению в «пилотном» режиме ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН) на территории Куйбышевского района Новосибирской области, в школе был составлен план действий по введению ФГОС О УО в «пилотном» режиме с 1 сентября 2015 года.

Мы выстроили проектную ступенчатую модель по введению ФГОС в ОО, которая подразумевала подготовительный и основной период. Каждый период включает набор ступеней, обеспечивающих достижение целевых ориентиров каждого из периодов.

Приказ о введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН) был издан 25.08.2016 года. Поэтому на реализацию подготовительного периода времени было достаточно мало. В первую очередь мы создали рабочую группу, основными задачами которой были:

  1. Информационная и научно-методическая поддержка введения ФГОС О УО.
  2. Экспертиза и утверждение результатов нормативно-правовой базы.
  3. Утверждение плана действий по введению ФГОС.

Далее приступили к разработке необходимой документации, обсуждению и утверждению локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по введению ФГОС. Разработке Адаптированной основой образовательной программы.

В соответствии с планом действий по введению ФГОС, был составлен план-график повышения квалификации педагогов школы-интерната.  Был проведен внутренний мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС, приведена в соответствие с требованиями Стандарта материально-техническая база школы.

Первое, что необходимо было сделать, это, конечно же, создать АООП, потому что она выступает главным объектом стандартизации образования и поэтому вся система стандарта подчинена удовлетворению требований, предъявляемых к программе (требования к ее структуре, условиям ее реализации, и результатам ее освоения).

Нормативно-правовой основой  разработки и реализации АООП  являются  документы, среди которых основным выступает «Закон об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ и ФГОС О УО (ИН). Приступая к написанию АООП, необходимо учитывать особенности образовательной организации.

Перед началом разработки программы ОО должна определить ее специфику с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, социального окружения, учесть и отразить особенности ОО, а также конкретизировать конечные результаты обучения в виде личностных и предметных результатов.

Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы осуществляется в командном взаимодействии сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов коррекционного блока.

Адаптированная основная общеобразовательная образовательная программа в рамках образовательной организации для ребенка с нарушениями интеллекта разрабатывается в несколько этапов. На первом этапе (предварительном) происходит сбор информации о ребенке, группе детей, для которых пишется АООП. Определяется команда специалистов (рабочая группа) по написанию АООП. Изучаются требования ФГОС, нормативная документация, разрабатываются локальные акты, регламентирующие деятельность рабочей группы, психолого-медико-педагогического консилиума, работу специалистов службу ПМП-сопровождения. 

Второй этап – диагностический. Проводится комплексное обследование ребенка, группы детей, готовятся заключения специалистов ПМПк. Ребенок обследуется на психолого-медико-педагогической комиссии, где принимается решение о разработке варианта АООП.

Далее следует этап разработки. Постановка целей, соотнесение целей и содержания АООП, определение форм и критериев мониторинга и др. Алгоритм написания АООП в нашей школе был следующий:

  • Целевой раздел писался с соблюдением требований ФГОС к структуре раздела.
  • Параллельно писалась программа БУД и учебный план.
  • На основе данных документов разрабатывались программы отдельных предметов и курсов КРО.
  • Далее писалась программа сотрудничества с родителями, программа внеурочной деятельности.
  • Система оценки достижений, планируемые результаты и условия реализации АООП.

Последний этап – реализация АООП. Это основной этап внедрения ФГОС.

В учреждении имеется многолетний опыт работы в сложных условиях неоднородности учебных классов. Опираясь на ранее накопленный опыт, сегодня в новой ситуации введения ФГОС, был упорядочен процесс обучения и воспитания детей разных интеллектуальных возможностей. Разработаны и утверждены Учебные планы на основе 1 и 2 вариантов АООП, которые соответствуют требованиям ФГОС, а также особенностям и возможностям обучающихся. Составлено расписание в соответствии с двумя учебными планами. Нами были проработаны все разделы учебного плана, выполнено совмещение предметов, образовательные области которых схожи по содержанию.

 

Библиографический список:

  1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2005. – 480 с.
  2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
  3. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. - 2-е изд. – М., 2000.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 30.02.2017).
  5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=556  (дата обращения: 30.02.2017).