Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Савицкая Оксана Викторовна.

Россия, г. Новосибирск, МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, тренер-преподаватель, 79133940809@yandex.ru.

Дуденко Владимир Семенович.

Россия, г. Новосибирск, МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, тренер-преподаватель.

Конюхов Евгений Александрович.

Россия, г. Новосибирск, МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, тренер-преподаватель.

Для футбола принципиальной особенностью является непредсказуемость всех игровых и технико-тактических действий для любого спарринг-соперника. Однако широко практикуемое механическое «наигрывание» и повторение тактических схем в тренировочном процессе и в условиях соревновательной деятельности не создают объективных условий для мыслительной деятельности игроков[2].

Структура интеллектуальной деятельности в футболе, условно, осуществляется двумя путями: решение через определённую стандартную заготовку; решение сложных игровых задач по принципу эвристической деятельности (креативный путь решения). Причём, восприятие информации и своевременность реагирования доминируют в простых игровых ситуациях, а в сложных ситуациях уже на первый план выходит быстрота выполнения интеллектуальных операций. Как высшее проявление процессов креативного мышления, следует рассматривать способность футболистов к антиципации игровых ситуаций.

Интерес к поиску новых эффективных средств обучения  футболу детей 9–10 лет обусловлен тем, что, именно, на этом этапе онтогенеза закладывается основа почти всех характеристик будущего взрослого человека, в том числе и креативности мышления.

Д.Б. Богоявленская определяет креативность, как ситуативно нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении решить проблему за пределами стандартных подходов. В качестве системообразующего фактора творчества ею выделяется интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве, что обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности [1].

Можно выделить ряд черт творческой личности: целостность воспринятого, сближение понятий, способность к предусмотрительности (логичность, творчество, критичность представления), быстрая речь, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации.

На наш взгляд, основными условиями и приёмами, обеспечивающими воспитание креативности на тренировочных занятиях, являются: использование взаимообучения; воспитание критического отношения к себе, инициативности; стимулирование творчества в игровых заданиях; формирование инструкторских навыков проведения физических упражнений с группой; постановка задач самостоятельной организации спортивных и подвижных игр; самостоятельное конструирование эстафет и заданий.

Результаты, эксперимента, наглядно продемонстрировали, что эффективность использования комплекса перечисленных педагогических условий значительна. Изменения, произошедшие в уровне развития креативных способностей футболистов в ходе эксперимента, представлены на рисунке 1.

В ходе эксперимента были получены существенные качественные изменения: выполнение футболистами творческих упражнений высокого уровня новизны, ориентируясь на идеальный конечный результат; целенаправленное использование эвристических и алгоритмических методов творчества; конструирование собственных упражнений; адекватная оценка оригинальности собственных решений; стремление к обмену опытом, взаимодействию в процессе выполнения заданий, отстаиванию своей точки зрения. Нами наблюдалось неоднократное осуществление переноса освоенных способов выполнения упражнений на неизвестные. Организация самостоятельной творческой деятельности футболистов экспериментальной группы позволила систематизировать накопленный опыт познания, создания, преобразования, что было выражено в создании картотеки заданий.

Итак, анализ эффективности реализации системы творческих заданий и условий ее функционирования позволил зафиксировать позитивные количественные и качественные изменения уровня развития компонентов креативных способностей футболистов.

 

         Библиографический список:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей - Москва: Академия, 2002. – 320 с.
  2. Осипенко А.И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9–12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Осипенко Антон Игоревич; ВЛГАФК. – Смоленск, 2006. – 21 с.