Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БИСЕРОПЛЕТЕНИЕМ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рябиченко Яна Владимировна.

МАУ ДО ДТД УМ  Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», г. Новосибирск, педагог дополнительного образования, uana_ruabihenko@mail.ru.

 

Известно, что уровень развития речи детей  находится в прямой зависимости  от степени сформированности тонких движений пальцев рук, а  сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития ребенка в дальнейшем. Дети с хорошо развитым сенсомоторным развитием более активны в своих начинаниях, у них лучше развита память, внимание,  они умеют дольше концентрироваться на поставленной задаче, логично рассуждают и нацелены на конечный результат. Таким детям легче выразить свои мысли, у них лучше развита речь и образное мышление.

 Авторы работ, касающихся данной проблемы, дают определение мелкой моторики как   способности выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных  действий  трех важнейших систем: нервной, мышечной и костной [1, 2].

Чтобы подготовить ребёнка  к обучению уровень развития  моторики должен быть достаточным, то есть мы можем рассматривать его как один из показателей готовности к школе.

 Учеными доказано что, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь [2].

С.И. Гальперин определил, что именно к 6–7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, то есть этот возраст является сензитивным периодом развития кисти руки [3].

 И. М. Сеченов утверждает, что движения руки человека наследственно не предопределены, а формируются в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Это значит, что начинать развивать мелкую моторику можно с раннего детства и начинать ни когда не поздно [Приводится по: 3]. 

Сегодня  методов  и способов развития мелкой моторики множество: специальные развивающие игры, конструкторы, мозаики, лепка, все виды творчества, и многое другое. Дети могут посещать  как специализированные учреждения (Школы раннего развития, подготовительные группы)  так заниматься в домашних условиях.

Но, к сожалению, у 70-80% первоклассников всё же наблюдается неудовлетворительный уровень мелкой моторики руки, в следствие этого, юному ученику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение кисти, он не может провести достаточно прямые и четкие линии, цифры и буквы «пляшут» по тетрадке, а уж как не просто вырезать из бумаги ровные фигуры  по контуру [4]. 

Поэтому,  развитию мелкой моторики дошкольников и младших школьников должны уделять большое  внимание и родители и педагоги.

Выделяя вышесказанные проблемы, мы   провели  исследование, цель которого заключалась в  выявлении степени влияния занятий бисероплетением на развитие познавательных процессов дошкольников (а именно: памяти, внимания и его концентрации, воображения и образного мышления).

Теоретико-методологичекую основу исследования составили теоретико-методологические концепции развития психики (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, В.П.Зинченко, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин) [1, 2, 3, 5]. 

Для организации экспериментальной работы были использованы следующие методики: «Кольца Ландольта» и тест Пьерона-Рузена – диагностика внимания, методика «Матрица Равена» – диагностика наглядно-образного мышления [6,7]. 

На начальном этапе исследования, применив методику Манна–Уитни была определена достоверность различий между двумя несвязанными выборками – контрольной и экспериментальной по всем исследуемым показателям, достоверность отличий не констатирована.

После формирующего этапа, показатели уровня развития произвольного внимания (методика «Кольца Ландольта»)  отмечены значительные положительные изменения в экспериментальной группе.

Анализ результатов, полученных с использованием теста «Пьерона-Рузера» также показал значительный прирост исследуемого показателя в экспериментальной группе в отличие от контрольной.

Диагностика по методике «Матрица Равена» (рис. 3) показала, что в контрольной группе после проведенного формирующего этапа у 55% испытуемых отмечен средний уровень наглядно-образного мышления, у 35% – высокий уровень, у 10% – низкий.

В экспериментальной группе после серии занятий по бисероплетению было выявлено следующее распределение испытуемых по уровню наглядно-образного мышления:  высокий уровень – 55% испытуемых (11 человек), средний уровень – 40% испытуемых (8 человек), 5% – низкий уровень (1 человек).

Таким образом, из представленных результатов мы видим, что в экспериментальной группе произошли  позитивные сдвиги по уровню развития исследуемых познавательных процессов, тогда как в контрольной группе подобных значительных изменений не наблюдается.

Итак, можно констатировать, что регулярные занятия по бисерплетению, эффективны в отношении развития познавательных процессов  младших школьников.

 

Библиографический список:

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
  2. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005, № 1. – С. 60–64.
  3. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 2005. – 142с.
  4. Веселая школа. Развитие мелкой моторики у школьников: что нужно иметь под рукой. – 2013. – [Электронный ресурс]. – URL: http://ru/roditelyam-sovety/razvitie-motoriki-u-shkolnikov-chto-nuzhno-imet-pod-rukoj/ (дата обращения:29.01.2017).
  5. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 616–625.
  6. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004. – 56 c.
  7. Ваш психолог // Картотека методик диагностики для возрастных периодов.  2009-2013. – [Электронный источник]. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/71-blanks-and-file-for-diagnostics/641 (дата обращения: 20.01.2017).