Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Меер Ирина Витальевна. г. Петропавловск – Камчатский, МАДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида», воспитатель 1 категории, missis.meer@mail.ru. Аннотация. Воспитание детей – это процесс творческий и двуединый: в нём формируется личность воспитанника и личности воспитателя, который проявляет своё самовыражение, самоутверждение и нравственно самосовершенствуется. Театрализованное направление в воспитание детей дошкольного возраста, самое актуальное, ведь именно театральное искусство близко и понятно детям, так как в основе театра лежит игра. В данной статье даётся краткий анализ воспитательных возможностей детской театрализованной деятельности (нравственное, патриотическое, эстетическое, эмоциональное, воспитание коллективизма, охрана безопасности жизни, физическое воспитание), которые создают условия для развития у детей дошкольного возраста творческого потенциала и формируют всесторонне развитую личность. Ключевые слова: воспитание, дети, возможности, игра, театрализованная деятельность. «Пчёлы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мёд. Точно так же и, что человек заимствует у других. Будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением» [5, с 117–120]. Что значит любить ребёнка – это значит понимать и принимать его. Если мы говорим о любви к цветам, но, не можем дать им ухода, потому что не знаем особенностей ухода за ними, и не пытаемся создать хоть какие – то условия для их роста, думаю, вряд ли мы дождёмся их цветения. Какими бы не были гуманистическими новшества и педагогические инновации, они не приведут к гуманному результату – законов развития личности: физиологических, психологических и социальных. А всеобщими принципами педагогики являются: нравственные, эстетические и эмоциональные, которые непосредственно присутствуют во всех сказках мира. Необходимо и важно ввести детей в мир общих дел, всех людей, эстетических ценностей через самое близкое и доступное детям – ознакомление со сказкой через театрализованную деятельность. Прививая любовь и пристрастность к сказке, мы поможем детям с огромным интересом окунуться в мир природы и в нравственные ценности человека, а также, благодаря сказке, которая станет гидом и проводником в каждую страну и её мировую культуру, сможем раскрыть все возможности детей. Воспитание детей – это процесс творческий и двуединый: в нём формируется личность воспитанника и личности воспитателя, который проявляет своё самовыражение, самоутверждение и нравственно самосовершенствуется. Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые.… Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, непонятные машины – трансформеры, компьютерные игры, игровые приставки… А ведь наше общество нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как развить их возможности? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? В.О. Сухомлинский писал: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы… Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и к злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и непосредственности. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах» [6, с. 165–170]. Театрализованное направление в воспитание детей дошкольного возраста, самое актуальное, ведь именно театральное искусство близко и понятно детям, так как в основе театра лежит игра. Театрализованная игра и игра ребёнка – абсолютно совместимы и исходят от одной и той же условности, в процессе игры детские возможности раскрываются сильнее и фиксируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит её и в какой способен её выразить. Идея сказок – это борьба со злом – помогает ребёнку выработать определённое отношение к жизни. Значит, театральная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Кроме того, театральная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает эмоционально и физически разрядиться. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкусы детей. Театр воздействует на воображение ребёнка различными способами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. п. Воспитательные возможности детской театрализованной деятельности способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, развивают интерес к театру, литературе, формируют диалогическую речь, активизируют словарь и позволяют решить многие задачи программы детского сада, а главное способствуют наиболее полному творческому развитию личности дошкольника, в формировании всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание – это знания, принятые в обществе нормами и правилами поведения, взаимоотношений, способность к сочувствию, сорадости. Очень важно через театрализацию научить детей ценить труд людей и приобщить их к пониманию того, что значит трудолюбие, добросовестность, настойчивость, пояснить это через пословицы («Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Землю красит солнце, а человека труд»); художественную литературу (стихи, рассказы); через различные сказки («Хаврошечка», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке») и многие другие формы. Как много добавляет личности умение и желание трудиться, а именно – волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться друг с другом, адекватно оценивать себя. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, заключённую в каждой сказке. Во время театрализованных игр (самый распространённый вид театрализованной деятельности, способствующий развитию детских возможностей и детского творчества), дети вживаются в роль своего героя, перевоплощаются в него, живут его жизнью и постепенно начинают отождествлять себя с полюбившимся образом. В театрализованных играх положительные качества героев поощряются, а отрицательные осуждаются, поэтому дети, в большинстве случаев, хотят быть добрыми, честными персонажами. Высокое одобрение взрослыми достойных поступков детей, создаёт у них огромное удовлетворение, и именно оно, является стимулом к дальнейшему контролю своего поведения. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Воспитание коллективизма через театрализованную деятельность ставит задачу – дать понимание детям, важности включённости в жизнь коллектива и дружбы друг с другом (примеры сказочных героев: «Репка» – все герои сообща вытащили репку из земли; К. И. Чуковский «Телефон» – все звери дружно помогали вытаскивать из болота бегемота; «Айболит» – помогал всем зверям, многие другие сказки). Сказка является тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности учат детей слушать сказки и запоминать их уроки. Сказки – это народная мудрость, и они хотят нас защитить, уберечь и предостеречь. Эмоциональное воспитание детей является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, поэтому необходимо создать эмоциональный фон, требующий от ребёнка определённого настроя и вдохновения, что приводит к формированию у них положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей. Уже много лет существует проблема, которая волнует многих педагогов, психологов и родителей: у некоторых детей стали возникать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, – развязность и суетливость. У многих детей отсутствуют навыки произвольного поведения, и плохо развиты память, внимание и речь. Поэтому, самый короткий путь эмоционально раскрепостить ребенка, снять с него сжатость, развивать у него чувства и воображение – это путь через игру, фантазирование и сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, так как театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Через театрализацию дети учатся различать добро и зло человеческих отношений, воспринимать красоту форм, линий звуков и красок с целью сделать ребёнка лучше, чище и содержательнее (эстетическая функция). На практике, можно увидеть, чем более эстетически развит ребёнок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развёртывается его творческая деятельность. Эстетическое влияние на детей оказывает оформление спектакля и сильное нравственно-эстетическое переживание, которое создаёт соответствующее настроение и поднимает эмоциональный и жизненный тонус детей. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребности в движении с элементами театрализации самым лучшим образом реализуются в подвижных играх с элементами театрализации, которые также можно использовать и в качестве средства формирования самооценки дошкольников. В результате, воспитательные возможности театрализованной деятельности всех форм организации двигательной активности развивают у детей – организованность, самостоятельность, инициативность, творчество и умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, что немало важно для будущего школьника. А самое, важное, что воспитательные возможности театрализованной деятельности создают условия для развития у детей творческих способностей. Именно этот вид деятельности требует от детей быстрой реакции, организованности, сообразительности, внимания, умения быстро перевоплотиться и действовать, подчиняясь определённому образу. Поэтому, самый частый и распространенный вид детского творчества – это драматизация или театральная постановка. Именно драматизация ближе всего связана с детской игрой, так как содержит в себе элементы самых различных видов творчества, которые помогают раскрыть все возможности детей. Ведь дети сами сочиняют, импровизируют, исполняют и инсценируют готовый материал и им это понятно и доступно. А изготовление бутафории, декораций, костюмов – вдохновляет и раскрывает их изобразительные и технические возможности, дети с огромной радостью рисуют, лепят, конструируют и эти занятия приобретают для них огромный смысл. При подготовке к театрализованной деятельности у детей развиваются и умственные возможности. Умело поставленные вопросы, побуждают детей думать и анализировать, делать выводы и обобщения, тем самым совершенствуя свою умственную речь. Работа над выразительностью реплик персонажей у детей незаметно активизируется словарь и совершенствует звуковую культуру речи. В результате, диалогическая речь и грамматический строй речи у детей значительно улучшаются, а также растёт и пополняется словарный запас, которым они начинает активно пользоваться. Сильное и неизгладимое впечатление на детей производит художественная выразительность образов, комичность персонажей, поступки, события, в которых они участвуют. Поэтому, эмоциональное воплощение взятой на себя роли продолжают свое развитие у детей в игровых ситуациях. Дети объединяют в игре разные события, иногда вводят новые или недавние, которые произвели на них впечатления, а иногда изображают в реальной жизни эпизоды из сказок. Всё это способствует развитию творческих возможностей детей. Ведь театрализация не даётся в готовом виде, а литературное произведение только подсказывает действия, а воссоздать их с помощью движений, жестов и мимики ребёнок должен сам. Следует отметить, что воспитательные возможности театрализованной деятельности детей будут эффективными только в том случае, если они носят целенаправленный характер и решают педагогические задачи программы детского сада, направленные на достижение конечной цели. Здесь важна и заинтересованность самого педагога. Если педагогу интересно, и он проявляет увлечённость, то он и детей сможет «заразить» своим позитивом и настроем. Педагогу не обязательно создавать новые программы и методики для совершенствования театральных возможностей детей, а придерживаться уже существующего материала и использовать на занятиях все виды детской театральной игры и музыкальной деятельности, а также быть активным, позитивным, увлечённым, а главное не равнодушным, открытым и искренним, и дети это обязательно оценят. Библиографический список: 1. Буренина А. И. «Театр всевозможного: От игры до спектакля». / Выпуск 1. - СПб.: Музыкальная палитра, 2002. – 114 с. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. 3. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М.: 1992. – С. 10-24. 4. Зверева О.Л., Ерофеева Т.И. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М.: 1994. – С. 12-22. 5. Монтень Мишель. Опыты. Избранные главы. Перевод с франц. Г. Косикова; Примеч. Н. Мавлевич – Книга первая. Глава 26 «О воспитании детей»: пер. А. Бобовича – М.: Правда, 1991. – 656 с. 6. Сухомлинский В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. – 269 с. 7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев.: Рад. школа, 1972. – 244 с.