Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ИСКУССТВ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одинокова Татьяна Валерьевна.

Средняя школа Saint-Thomas de Villeneuve, г. Bry-sur-Marne, Франция, преподаватель изобразительных искусств, amrita.sol@gmail.com.

 

Важнейшей целью современного художественного образования является воспитание готовности и способности к художественно-творческому познанию мира, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, творческому подходу к любой деятельности. Изобразительное искусство исследует мир человеческих отношений, мир человеческой души, передает огромный опыт, накопленный поколениями людей, именно творческое отношение к окружающему миру.

«Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.» [1].

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем изобразительного искусства встает задача развития у ребенка его творческих возможностей. В тоже время наблюдение практиков показывает, что урокам изобразительного искусства в средней школе не уделяется достаточно внимания. Дети в возрасте от 10 до 13 лет не чувствуют заинтересованности и мотивации и, соответственно, внутренней потребности и желания развить навыки творческой работы, а также ознакомиться с историей искусств. Поэтому очень важно понять, какие возможности ребенок «скрывает». Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Следовательно, выявление уже на начальном этапе творческого потенциала обучающегося, и в дальнейшем его развитие – определяет возможность достижения воспитанником более высоких результатов.

Также важно, с самого начала обучения правильно определить цели и основные задачи при развитии творческого потенциала личности в системе организации и проведения уроков искусства. В тоже время необходимо не только ставить задачу обучить, сформировать умения и навыки, но и привить любовь к искусству, пробудить любознательность, заинтересованность и, как следствие, подтолкнуть учеников к автономному поиску информации в сфере изобразительных искусств и художественным экспериментам.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо, прежде всего, учитывать:

  • особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации;
  • научно обоснованный подход к организации учебного процесса;
  • специфику образовательной организации;
  • индивидуально-личностные особенности воспитанников.

Курс изобразительного искусства выстраивается в соответствии с официальной образовательной программой. Структура уроков традиционна: включает теоретическую базу и практические задания, которые, для повышения заинтересованности и отзывчивости ребят, превращаются в занимательные и увлекательные занятия. Работа проходит в несколько этапов.

В зависимости от возраста обучающихся, первые шаги посвящаются знакомству с основами изобразительного искусства: владению гуашевыми красками, карандашами различной твердости и мягкости, подбору и использованию материалов в зависимости от цели художественного выражения и т. п.. На это может уйти до нескольких недель, учитывая индивидуальные особенности детей, их личностные качества, предшествующий опыт. Предлагаются различные примеры работ из мировой художественной культуры, из личного опыта и практической деятельности, которые показывают, как по-разному можно подойти к выполнению задания. Примеры служат «толчком», так как зачастую самое сложное для учащихся – это начать, выбрать «путь» [2].

Дальнейшая деятельность предполагает работу с объемом. Это скульптура из бумаги, глины, соленого теста и других материалов, способных передать основные свойства формы и характеристики объекта.

Порой, учащиеся недооценивают роль графических навыков и относятся ним, как необязательным, второстепенным работам, нечетко знают требования, владеют низкими техническими умениями, испытывают затруднения при их построении. Поэтому формированию графических навыков и умений следует уделять должное внимание, которое необходимо начинать уже с начальных классов. Чтобы повысить интерес, активизировать творческий потенциал учащихся, выстраивая графические работы, используются и совершенствуются их компьютерные навыки.

Разбирая и отрабатывая тот или иной графический прием с использованием компьютера, учитывается воздействие на зрительное восприятие. Поэтому параллельно идет обучение правильному грамотному «смотрению» на экран. Главное, чтобы работа учеников, связанная с экраном компьютера не привела к общему и зрительному переутомлению, что может сказаться на их работоспособности и умственной активности [3; 4].

Завершающий этап деятельности связан с включением в работу комплексных сюжетов. В совместном обсуждении с воспитанниками раскрывается понятие «сюжет», обсуждаются темы и содержание произведений изобразительного искусства. Дискуссия помогает определить понимание разницы между содержанием и сюжетом произведения, выявить различные уровни понимания комплексного сюжета, о чем хотел рассказать художник, как автор произведения, определить различие содержаний в картинах с похожим сюжетом, связанные с пространством и перспективой.

Итог работы – самостоятельные работы учеников – изготовление собственных инсталляций – композиции из различных предметов, которые могут быть не только плоскостные, но и трехмерные. Учитываются тематические запросы детей.

Организация условий хорошего настроения, благоприятного эмоционального фона, предупреждение усталости и утомления является основой для познавательной активности и творческой деятельности. Чтобы не вырабатывать просто механическое и техническое повторение за педагогом необходимых действий используется музыкальное сопровождение. Включая музыку в непосредственную практическую работу, необходимо ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия учениками. При активном восприятии можно намеренно обращать внимание ребят на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка может выступать фоном к основной деятельности. Тогда она должна звучать не громко, а как бы на втором плане.

Важное внимание уделяется истории искусств, которая находит свое место в зависимости от тематики практических заданий. Так, ученикам возраста 10 лет, после первых экспериментов с материалами и цветом, на ряду с поставленной задачей реализации различных объектов (на плоскости и в объеме), дается теоретический материал о том, как в начале XX века произошел «надлом» в искусстве и изменился взгляд на классическое искусство. Для обучающихся впервые звучат такие имена как Марсель Дюшан и Пабло Пикассо, рассматривается сюжет концептуального искусства. Естественно, для этого возраста, все преподается в упрощенной форме, озвучивая лишь самые значимые характеристики.

В возрасте 11 лет в программе уроков искусств уделяется внимание развитию творческого подхода. В контексте реализации данного направления, цель уроков – на базе узнаваемых понятий из повседневности, создать что-то свое, оригинальное. Ученики уже чувствуют себя достаточно уверенно в выборе материалов, идет освоение навыков стилизации (индивидуального собственного видения окружающей действительности и привнесение элементов новизны), приемов творчества, выработки собственной манеры исполнения и т. п. Ключевыми задачами данного курса являются: развитие воображения, фантазии и нестандартного видения мира. Ученики осваивают новые понятия как «схема», «эскиз», «набросок» и их обязательное использование в художественной работе любого направления. В курсе также рассматривается статус изображения: художественный, символический, декоративный, повседневный, публицистический и т. п. и их значения. В конце года обучающиеся должны быть способны различать вертикальную, горизонтальную, диагональную композиции; создавать изображения на базе начальных элементов различного происхождения, манипулируя материалами, подложкой (технический прием, заключающийся в наклеивании предметов и материалов на специальное основание).

В 12 лет уделяется внимание реальным сюжетам и работой с действительностью. В этом курсе целью является развитие у учеников способностей анализировать и интерпретировать изображения. Работа включает в себя задания со временем, с движением, со звуком. Изучается работа с фотоаппаратом, видеокамерой, монтаж, кадрирование и т. п. Учащимся предлагается понять разницу в происхождении изображений: уникальное изображение, серия изображений, эстамп, копия на базе примеров из истории искусств. Для наглядности, ребятам предлагаются к просмотру видео ролики с процессами изготовления изображений.

Обучающиеся в 13 лет уже достаточно сформированы и можно начинать более сложную работу с пространством и пропорциями. В данном курсе ученикам предлагается большой блок работы с перспективой. Изучается архитектура, архитектоника, архитектурное окружение и его осваивание (среда, ее «потребители», их взаимодействие). Дети работают с большим и малым пространством, проводят первые опыты работы над инсталляциями.

Курс изобразительных искусств позволяет познакомить учеников с произведениями различных жанров, стилей и периодов, освоить специфический лексический словарный запас и использовать его по назначению в нужной ситуации. В течение занятий важно поддержать диалог, провоцировать учеников на свои собственные выводы и мнения. Это могут быть темы красоты и эстетики классического и современного искусства, развития способности защитить свою собственную работу, обосновать выбор художественного выражения и т. п. Данный процесс может включать в себя:

  • использование технических средств: поиск и показ специально подобранного видео для наглядности процессов производства (литографии, гравюры на дереве, литья, современной печатной продукции);
  • подбор примеров из истории искусства, наиболее наглядно иллюстрирующих изучаемый вопрос;
  • демонстрацию непосредственного опыта своей профессиональной деятельности как архитектора, дизайнера, фотографа, художника;
  • подготовку тестов на развитие и совершенствование зрительной памяти с целью отработки более легкого запоминания авторов и названий художественных произведений;
  • подбор заданий, отражающих реальные заказы в сфере работы дизайна и архитектуры, адаптированные для учащихся соответствующего возраста;
  • объяснение и показ (непосредственный, с использованием мнемотехники) достоинств и недостатков работы с различными материалами в зависимости от конечной изобразительной цели;
  • использование инновационных технологий и приемов критического мышления («Мозговой штурм», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные или неверные утверждения» и т. д.);
  • провокацию диалога с воспитанниками, с целью выражения своего мнения и размышлений, преодолеть барьеры, повысить мотивацию, стимулировать творческую активность [2].

Таким образом, уроки искусства, целенаправленно организуемые и проводимые с учениками среднего звена, содействуют не только формированию художественных навыков, овладению техническими умениями, но и обогащению владения французским языком школьников; способствуют общему развитию воспитанников, обогащению их опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству, формированию личностных компетенций. Основной главной задачей остается сохранение здоровья детей.

 

Библиографический список:

  1. Маковийчук Т. А. Применение технологий «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/«razvitie_tvorcheskih_sposobnostej_uchashihsya__na_uro_182149.html.
  2. Одинокова Т. В. Уроки искусств как важная составляющая среднего образования: развитие творческой карьеры // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практической конференции / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой, И. А.Федорченко. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – С. 91-94.
  3. Одинокова Н. А. Феномен восприятия и зрительного восприятия: теоретический аспект // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы XII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – С. 15-44.
  4. Одинокова Н. А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 159 с.