Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ИНДЕТЕРМИНИЗМА: АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ И ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Новоселова Анна Сергеевна.
г. Новосибирск, ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, специалист по научно-методической работе.

Наш мир является неопределенным - это факт: все меняется, движется, и теперь человеку нужно привыкнуть к этому, принять и научиться адаптироваться к таким условиям. Новое - есть неопределенное и неизведанное. В связи с этим, Корниловой Т.В. была описана современная методологическая система как индетерминированная: она говорит, что неопределенность есть исходная позиция, которую человеку приходится преодолевать с помощью активного «образования», решения вопросов, проблем, определенных задач, да и в целом: целеполагания. Именно поэтому он может преодолевать неопределенность, совершая какие-либо поступки. Как следствие – свобода выбора человеком собственных действий, деятельности в целом и проч. [3].

Кроме того, есть полная и неполная неопределенность (в которой существуют варианты выбора). В английском для них есть специальные термины (понятия разведены)– «uncertainty» для первого вида неопределенности, «ambiguity» - для неполной неопределенности. Далее будет иметься в виду именно неполный вариант - когда у человека, все же, есть какие-то варианты выбора.

Существуют даже закономерности, описанные Каннеманом Д., Словик П., Тверски А, показывающие особенности взаимодействия субъекта со средой в ситуациях неопределенности. К примеру, особенность человека - искать во всем связи, и даже если связи случайны, а причинно-следственные связи недоказуемы, он все равно стремится установить связь между событиями. Это все делает ситуации предсказуемыми; а человеку проще в подобных ситуациях [5, c. 11].

Человек стремится к контролю, к управлению в первую очередь собой и окружающими его объектами. Пример самого простого  и возможного контроля – навыки. Чем доступнее информация и обширнее по формату (объем, красочность представлений и прочее), тем человеку удобнее и он не получает сильного стресса в процессе взаимодействия с неопределенной ситуацией.

Исследователь стратегий поведения и реакции на неопределенные ситуации - Маклейн - приводит свое определение толерантности к неопределенности как: «спектр реакций (от отвержения до влечения) на стимулы, которые воспринимаются индивидом как незнакомые, сложные, изменчивые или дающие возможность нескольких принципиально различных интерпретаций» [5, c.67].

Зная некоторые особенности возрастной психологии и информации о неопределенности как феномене, можно получить возрастную и половую дифференциацию по активности и восприятию ситуаций неопределенности.

По Симонову В.П. выраженная неустойчивость определяется несколькими факторами, а именно, как минимум: постоянством входящей информации, её структурированностью, достаточностью (т.е. если необходимая информация находится в дефиците и/ или постоянно изменяется, то это может вызвать психологический дисбаланс/ напряжение). Наряду с этим, даже избыточность информации может вызвать стресс [7].

Половые различия в поведении в ситуациях неопределенности: такие исследователи как Н.П.Реброва, М.П.Чернышева, И.С. Клецина и другие проводили качественный анализ стрессовых ситуаций с некоторыми степенями неопределенности и сделали вывод о том, что совладающее поведение мужчин отлично от женщин.

С точки зрения нагрузки на эмоционально - волевую среду, в некоторых ситуациях, бывает слишком сложно контролировать свои эмоциональные порывы в связи с «острой» ситуацией. Поэтому, каждая реакция становится зависимой от контекстуальной реакции личности. А способность регулировать и изолировать помехи, кроме того, иметь отличную терпимость к изменчивости условий, есть проявление адаптивных психологических способностей [2, с. 286].

Стоит отметить отличие восприятия стресс-фактора женщинами и мужчинами: к примеру, если женщина имеет проблему, связанную с отношениями, она переживает это сильнее, чем мужчина. Это было рассмотрено  в книге Бодрова В.А. -  «Психологический стресс, развитие и преодоление». Нельзя утверждать, что это доказано и действует безусловно во всех случаях, однако тенденция к тому, что эта гипотеза верна присутствует. Женщина дает свою импульсивную оценку происходящему,  не отмечая, порой, адекватных путей решения и сбивая саму себя с верного пути. В отличие от мужчины, женщина предается пессимистичным размышлениям и избеганию проблемы чаще, чем представители мужского пола. Это можно наблюдать чаще всего в бытовых, житейских условиях. О профессиональной деятельности ничего точно не известно.

Итог этих соревнований, заключающихся в правильности выбора совладающих стратегий таков, что женщины ищут социальную поддержку (верный и доступный способ), а мужчины обладают стремлением изменить ситуацию.

Перенося вышеперечисленные половые различия в особенностях совладающего поведения на ситуации неопределенности, можно предположить, что, приспосабливаясь к ситуациям, женщина умеет принимать неопределенность; однако обладает повышенным риском «заражения» депрессивными тенденциями. Что нельзя сказать о мужчинах: приведенные выше факты показывают их особую активность, направленность на преодоление, поэтому ситуации неопределенности они перебарывают, опасаясь их. Зато подверженность депрессивным тенденциям, благодаря их деятельности, меньше [1].

Все это касалось индивидуального противостояния – «один на один» с неопределенной ситуацией. Как говорилось ранее, женщины ищут социальную поддержку (приспособляются к ситуации), поэтому есть отличия в восприятии социальной неопределенности. Если принимать во внимание социальную неопределенность, то появляются иные результаты; подтвержденные в исследовании (О.А. Филатовой и Н.П. Фетискиной): появление ситуации социальной неопределенности вызывает у мужчин большую склонность к регрессиям; состояниям безысходности и потерянности. Следовательно, можно говорить о прогрессирующих депрессивных тенденциях, несмотря на то, что мужчины активнее борются с неопределенными ситуациями [8].

Луковицкая Е.Г. говорит о том, что значимой корреляции отношения к неопределенности между мужчинами и женщинами не выявлено, однако есть различия в личностном компоненте [4]. Основные различия:

- У женщин преобладает эмоциональная сфера, поэтому их отношение к неопределенным ситуациям будет зависеть от собственной самооценки, социального окружения, наличия определенных аффектов и проч.

- У мужчин преобладает когнитивная сфера реагирования на ситуации неопределенности, формируя толерантность к неопределенности. 

Касательно возрастных характеристик, различия в восприятии неопределенности и активная позиция зависят от следующих критериев:

- Наличием определенных особенностей каждого возраста; нормативных кризисов;

- Конструктивного пути развития личности (наличие определенного опыта, адекватной самооценки и т.п.);

- Возрастных особенностях в восприятии факторов неопределенности, стратегиях совладания с ними (т.е. наличествующей позицией в отношении ситуаций неопределенности, которая с возрастом меняется) [6].

На данный момент исследований возрастной дифференциации в отношении  неопределенности недостаточно, чтобы сформулировать четкие выводы. Однако известно, что Е.Г. Луковицкая (также, Т.П. Бутенко) проводили диссертационные исследования и предоставили некоторые результаты:

  1. Примерно до 30 лет (29) происходит рост устойчивости к неопределенности (наиболее устойчиво реагируют молодые люди, т.к. готовы противостоять и эмоционально и физически).
  2. После 40 лет присутствует следующая картина: Поведенческий компонент - наличие приобретенных, «заточенных» стратегий совладания с неопределенностью присутствует и прогрессирует; эмоциональный компонент – наличие отрицательного отношения к неопределенности.  При всем при этом, опытные люди (от 40 лет) достаточно умело справляются с неопределенными ситуациями, несмотря на такое негативное отношение.

На основе аналитического изучения литературы можно провести исследование, основной задачей которого будет выявление психологических коррелятов в восприятии и отношении к неопределенности.