«Ошибка — это критический момент обучения» — это слова Жана Пиаже, классика педагогики, одного из пионеров гуманистического подхода.
Во времена Пиаже — 100 лет назад и раньше — всё проверялось эмпирическим путём, то есть, наблюдениями. А последние 30 лет, с тех пор как научились подключать датчики к голове, многое из эмпирики стали доказывать уже инструментальным методом, изучая активность мозга.
Так вот, цитата Пиаже подтвердилась научными методами. В частности, в 2011 году исследования Мозера (Moser) подтвердили, что у мозга есть две реакции на ошибку:
Негативная.
Электрическая активность мозга повышается из-за того, что он сталкивается с конфликтом между правильным ответом и ошибочным. Человек это осознает, как некое расстройство: «О! Я этого не знаю» или «О! Моё знание было ошибочно!»,
Позитивная.
Это сигнал, который фактически человек осознает как мысль, что нужно уделить внимание ошибке, подумать над ней.
Эти реакции идут одна следом за другой в микросекунды. Вторая — и есть критический момент. Ведь то, как именно обучающийся уделит внимание ошибке, зависит от его опыта.
От кого зависит опыт? Конечно, от взрослых, от родителей и учителей в школе. От того, как мы реагируем на ошибки дочери сына, ученика (если мы учитель). Но не только. Мы моделируем своим поведением отношение к ошибкам и в том, как реагируем на свои ошибки и на ошибки третьих лиц, все это дети видят и считывают.
От учеников требуется именно вторая реакция — осознанный анализ ошибок. Восприятие промаха не как чего-то стыдного, фатального и плохого, а лишь как показателя того, чего я ещё не знаю или знаю неверно. Только с таким подходом обучение становится осознанным, ученик — мотивированным, а занятия проходят в радость.
Автор: Светлана Моторина, источник: http://pedsovet.org
Партнеры нашей организации
Партнеры