+7 (800) 700-98-31

Лес рук, или rак оживить дискуссию на уроке

19.10.2023

Поделиться:

Наверное, в опыте каждого учителя был такой момент, когда задал вопрос, а в ответ — тишина. Многие стараются как можно скорее заполнить неловкую паузу разными способами: формулируют ответ самостоятельно или прибегают к помощи тех самых отличников, которые всегда тянут руку. О четырех стратегиях, которые побудят даже молчунов активно участвовать в обсуждениях на уроке, в сокращенном переводе статьи, опубликованной на образовательном портале Edutopia.

1. Обращаться к менее активным ученикам

Чаще всего, когда все молчат, учителю ничего не остается, как обращаться к «надежным» ученикам, которые точно ответят. С каждым таким разом они улучшают свои навыки, тогда как менее уверенные в себе учащиеся остаются на месте и все больше закрываются.

2. Давать больше времени, чтобы подумать

В 2018 году педагог Джон Маккарти проанализировал результаты личного исследования и пришел к выводу, что учителя в среднем делают паузу всего на 0,9 секунды после того, как задают вопрос. По словам Маккарти, «существует необходимость увеличить время, которое дается ученикам, чтобы осмыслить и обработать входящую информацию».

3. Использовать методы кооперативного обучения

Сложный вопрос можно предложить обсудить в парах. Обращение с вопросом «Что ты думаешь?» позволяет обоим ученикам придумывать идеи и выделять лучшие, прежде чем поделиться ими со всем классом.

Ученикия все время дают неполные или неточные ответы? Чтобы сделать их более распространенными и завершенными можно использовать подсказки: «Я согласен с вами, потому что…», «Я не согласен с вами, потому что…» или «Мне нужно больше информации, потому что…» — с этого можно начинать фразы.

4. Дать возможность высказаться анонимно

Чтобы включить в обсуждение менее активных учеников, можно собирать вопросы и ответы с помощью Google Docs. Это убережет от стресса тех, кому сложно говорить открыто при всем классе.

Кроме того, технические инструменты также можно использовать для создания опросов, которые позволяют ученикам анонимно делиться своими мыслями.

Егор Фокин, Автор "Педсовета"